Примерные ситуационные задачи

ПРИМЕРНЫЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

Цикл: «Первичная медико-профилактическая помощь населению».

Усовершенствование

Специальность: «Сестринское дело»

Должность: Участковая медсестра поликлиники и цеховых врачебных участков.

1

Больной 25 лет, заболел ангиной. Какие долгосрочные и краткосрочные цели должна наметить медицинская сестра в отношении этого больного?

2

В результате укусов неизвестной собаки на нижних конечностях у женщины возникло множество рваных ран, умеренно кровоточащих. Какова первая помощь? Необходимы ли антирабические прививки и когда?

3

Больному назначили инъекции витамина В12. Открыв новую упаковку с лекарственным препаратом и достав из нее ампулу, медицинская сестра не нашла на ней надписи назначенного лекарственного вещества. Тактика медицинской сестры.

4

Дайте указания больному по соблюдению санитарно-эпидемического режима в домашних условиях при гриппе.

5

Больной 45 лет, бухгалтер. Беспокоит слабость, головокружение, шум в ушах, мелькание мушек перед глазами. В анамнезе геморрой. Анализ крови: Нв-62 г/л, Эр-3.050.000; ЦП-0,6; Л-4.200. Каковы советы медицинской сестры больной в отношении образа жизни, питания?

6

У женщины 50 лет, во время профосмотра обнаружена глюкозурия. Жалобы отсутствуют, 5 лет тому назад лечилась у гинеколога по поводу зуда в области наружных половых органов. Рост 178, вес 96 кг. Определите какие исследования необходимо произвести для установления диагноза? Укажите причину зуда в области наружных половых органов у больной. Нуждается ли больная в диспансерном наблюдении?

7

В результате ножевого ранения возникло сильное пульсирующее кровотечение, ярко-красного цвета, из под коленной артерии. Определите вид кровотечения. Окажите помощь, остановите кровотечение.

8

Больной 32 лет, маляр пролечился в стационаре по поводу острого нефрита. Можно ли больному проводить профилактические прививки против гриппа? Может ли больной продолжать работать маляром?

9

Больному назначено исследование мочи по Нечипоренко. Участковая медицинская сестра объяснила больному, что он должен собрать утреннюю среднюю порцию струи в чистую посуду. Правильно ли медицинская сестра объяснила?

10

Больной 28 лет, строитель. Беспокоит слабость, отеки лица, век, одышка, температура. Жалобы появились внезапно, через неделю после ангины, одновременно резко уменьшилось количество мочи, которая имела вид «мясных помоев» (почему?). Какие лабораторные методы диагностики необходимы больному? Может ли больной лечиться амбулаторно?

11

Больной с вашего участка госпитализирован в инфекционное отделение с диагнозом: менингококковая инфекция. Какие противоэпидемические мероприятия в очаге должна провести участковая медицинская сестра?

12

Больной с Вашего участка госпитализирован в инфекционное отделение с подозрением на дифтерию. Какие противоэпидемические мероприятия в очаге должна провести участковая медицинская сестра?

13

Дайте указания больному по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима при пищевых токсикоинфекциях.

14

Больная 23 лет, жалуется на сердцебиение, вспыльчивость, плохой сон, дрожание рук. Болеет около года. К врачам ранее не обращалась, не лечилась. Объективно: рост 162 см, масса 50 кг. Кожа влажная, блеск глаз, мелкий тремор рук. Щитовидная железа увеличена. Пульс 124 в минуту, АД — 140/80 мм рт ст. Укажите полный объем дополнительных исследований. Особенности подготовки больной к изотопным методам исследования щитовидной железы.

15

Независимые действия медицинской сестры до прихода врача или скорой помощи при оказании неотложной помощи больному с острым инфарктом миокарда.

16

Больная 25 лет. Беспокоят боли в пояснице, температура до 38 градусов с ознобами. Часто страдает циститами. Какие лабораторные методы диагностики необходимы? Подготовка больной к этим обследованиям. Какие долгосрочные цели может наметить медицинская сестра с позиций сестринского процесса?

17

В гараже, не имеющем вентиляции, обнаружен человек, лежащий без сознания около автомашины с работающим мотором. На фоне бледных кожных покровов видны ярко-красные пятна, дыхание отсутствует, пульс не определяется, зрачки широкие , выслушиваются редкие глухие тоны сердца. Что произошло? В каком состоянии находится пострадавший? Какова последовательность проведения приемов первой помощи?

18

Пожилой человек, споткнувшись, упал на руки, возникла резкая боль в области лучезапястного сустава, усиливающаяся при любом движении кисти. Резко изменилась конфигурация сустава и лучевой кости. Какое возникло повреждение? Тактика участковой медицинской сестры.

19

К вам обратился сосед с просьбой помочь. Несколько часов его беспокоит боль в животе, была рвота, повысилась температура тела до 37,5 градусов. Боли локализовались в правой повздошной области. Стула не было. Живот резко напряжен и ощупывание болезненно. О каком синдроме можно подумать? Тактика медицинской сестры. Правила транспортировки.

20

У больного с вашего участка обнаружена чесотка. Какие рекомендации должна дать медицинская сестра больному? Какие противоэпидемические мероприятия в очаге должна провести участковая медицинская сестра?

21

Больной с вашего участка госпитализирован в инфекционное отделение с диагнозом сальмонеллез. Какие противоэпидемические мероприятия в очаге должна провести участковая медицинская сестра?

22

Вследствие неосторожного движения кипящее молоко попало на предплечье и кисть. Кожные покровы ярко-красного цвета, большое количество пузырей, заполненных серозной жидкостью. Беспокоят сильные боли. Какова первая помощь? Следует ли вскрыть пузыри, смазать обожженную поверхность жиром, мазью?

23

Больной 28 лет, слесарь. Беспокоят боли в подложечной области через 2-3 часа после еды, ночные боли, мучительная изжога, успокаивающаяся после принятия содового раствора (правильны ли действия медицинской сестры?). Чем заменить содовый раствор больному? Виды независимых вмешательств медицинской сестры с позиций сестринского процесса в отношении этого больного.

24

У больной, 48 лет, впервые появились загрудные боли давящего характера, после поднятия тяжести. Участковая медицинская сестра оказала неотложную помощь — боли прекратились. Каковы дальнейшие действия медицинской сестры?

25

Женщина 38 лет, жалуется на затрудненное дыхание, особенно при выдохе. Кашель облегчения не приносит. Кашель возник после появления запаха бензина. Больная несколько возбуждена, губы синюшные, бледная, стоит опираясь руками о стол. При дыхании слышны хрипы. В анамнезе: в течении 5 лет аллергический ринит. О какой патологии можно предположить на основании перечисленных данных? Какие краткосрочные и долгосрочные цели должна наметить участковая медицинская сестра в отношении этой больной?

26

Больному назначен нитроглицерин в таблетках, при болях в сердце. Где необходимо хранить таблетки в данном случае? Как необходимо принимать нитроглицерин?

27

Для какого хронически протекающего заболевания при его обострении характерно появление болей в животе, поносов с примесью крови и слизи, болезненность при пальпации сигмовидной кишки. Установление правильного диагноза помогает бактериологическое исследование кала (какое?) и ректороманоскопия. Какие долгосрочные и краткосрочные цели должна наметить медицинская сестра в отношении этого больного?

28

Медицинская сестра выполняет процедуру: постановка согревающего компресса. Она смочила в полуспиртовом растворе, хорошо отжала и приложила к телу. Покрыла салфетку ватой, вощеной бумагой и забинтовала. Правильно ли выполнена манипуляция?

29

В хирургический кабинет поликлиники обратился пациент 40 лет с жалобами на боли в области обеих кистей, онемение конечностей. Из анамнеза медсестра выяснила, что пациент находился на морозе без перчаток в течение 2-х часов. При осмотре выявлено:

кожные покровы кистей рук цианотичны, определяется мраморность кожи, чувствительность нарушена, имеются пузыри, наполненные светлым содержимым.

Читайте также:  Чем и как лечился Пророк Мухаммад (с.г.в.)

Пульс – 80 уд. в мин., АД – 130/80 мм. рт. ст., пульс – 18 уд. в мин., температура – 36,9 град. Определите настоящие и потенциальные проблемы пациента. Составьте план независимых сестринских вмешательств.

Эталоны ответов на ситуационные задачи.

1.

Краткосрочные цели:


  1. взятие мазка на BL из зева и носа;

  2. соблюдение санитарно-эпидемиологического режима на дому;

  3. контроль за лечением, назначенным врачом.

Долгосрочные цели:


  1. первичная профилактика (закаливание организма, занятие физкультурой, спортом, соблюдение режима труда и отдыха);

  2. вторичная профилактика – диспансеризация по III группе в течение 1 месяца;

  3. плановая неспецифическая и специфическая профилактика;

  4. санитарно-просветительная работа с населением.

2.

Первая помощь:


  1. остановить кровотечение, по возможности сделать первичную обработку раны, наложить асептическую повязку;

  2. да, необходимы;

  3. начать прививки немедленно.

3.

Медицинская сестра не должна давать лекарство из этой ампулы. Следует поменять ампулу или поменять целую упаковку.

4.


  1. изоляция больного и организация санитарно-эпидемиологического режима для него;

  2. ежедневная влажная уборка, частое проветривание комнаты;

  3. частая смена и кипячение носовых платков больного, полотенец, масок. Тщательное мытье посуды.

5.


  1. обратиться к проктологу;

  2. ЛФК;

  3. регулирование стула;

  4. питание: частое питание, в рацион включить свежие овощи, салаты, подсолнечное масло.

6.


  1. у больной повышение сахара в крови (сахарный диабет).

  2. для уточнения диагноза необходимо исследовать кровь и мочу на сахар.

  3. да, нуждается в диспансерном наблюдении.

7.


  1. Артериальное кровотечение.

  2. Наложить жгут или закрутку выше раны, асептическую повязку.

8.


  1. Нельзя в течение года.

  2. Больного следует трудоустроить, маляром ему работать нельзя.

9.

Да, правильно.

10.


  1. Моча имеет цвет «мясных помоев» в результате гематурии.

  2. Необходимо исследовать общий анализ мочи, мочу по Нечипоренко, пробу Зимницкого.

  3. Больной нуждается в стационарном лечении.

11.


  1. Лица, общавшиеся с менингококковой инфекцией, наблюдаются в течение 10 дней.

  2. Ежедневно проводят термометрию 2 раза в день, осмотр носоглотки, кожных покровов.

  3. У всех контактных берут мазок из носоглотки на менингококковую палочку.

  4. Заключительную дезинфекцию в очаге не проводят, т.к. менингококки быстро погибают во внешней среде.

  5. В очагах необходимо частое проветривание, облучение бактерицидными лампами, ежедневная влажная уборка.

  6. У контактных провести специфическую прививку химической полисахаридной вакциной в 1-5 дни после выявления первого больного генерализованной формой.

12.


  1. Отправить экстренное извещение.

  2. Бактериологическое обследование у всех контактировав­ших с больным (мазок на ВL). Мазки из носа и с миндалин, взятие сухим стерильным тампоном натощак или через 2 часа после еды, немедлен­но отправляют в лабораторию.

  3. Заключительная дезинфекция.

  4. Наблюдение за контактнык проводят 7 дней, одновременно осмотр ЛОР врачом.

Ежедневно: термометрия 2 раза в день, осмотр зева.


  1. Специфическая иммунопрофилактика.

13.


  1. Строгое соблюдение санитарных норм и правил при заготовке, транспортировке и хранении пищевых продуктов, следование санитарным и технологическим правилам приготовления и использования готовой пищи.

  2. Соблюдение личной гигиены персоналом пищевых предприятий.

  3. По возможности глубокая термическая обработка.

  4. Недопущение к работе с пищевыми продуктами лиц, стра­дающих гнойничковыми заболеваниями стафилококковой этиологии.

14.

1. Объем дополнительных исследований:


  1. общий анализ крови и мочи;

  2. кровь на холестерин;

  3. биохимический анализ крови на определение тироксина;

  4. ЭКГ;

  5. изотопное исследование щитовидной железы;

  6. УЗИ щитовидной железы.

2. Подготовка больных к изотопным методам исследования щитовидной железы:


  1. В течении месяца до исследования не использовать р-р йода для обработки ран и т.д., не принимать лекарственные средства (б-блокаторы, барбитураты, седативные и т.д.).

15.


  1. Создать физический и психологический покой больному (уложить, успокоить).

  2. Доступ свежего воздуха.

  3. Дать нитроглицерин под язык (под контролем АД).

  4. Горчичник на область сердца и на грудину.

  5. Транспортировка на носилках.

16.


    1. Общий анализ мочи, мочу по Нечипоренко.

    2. Подготовка больного к исследованию мочи по Нечипоренко:

  1. подготовить чистую, стеклянную посуду;

  2. туалет половых органов;

  3. собрать утреннюю среднюю порцию струи.

Долгосрочные цели:


  1. первичная профилактика (лечение цистита, санация хронических очагов инфекции, закаливание организма);

  2. диспансеризация по III группе 2 раза в год.

17.


  1. Отравление угарным газом.

  2. Больной находится в терминальном состоянии.

  3. Больного вынести на улицу, на свежий воздух и приступить к реанимационным мероприятиям.

18.


  1. Перелом в области лучевой кости.

  2. Транспортная иммобилизация (наложить шину от кончиков пальцев до середины плеча, косыночную повязку).

  3. По возможности дать обезболивающие средства.

  4. Транспортировка в травмпункт.

19.


  1. Синдром «острого живота» (острый аппендицит).

  2. Холод, голод и покой.

  3. Транспортировка, лежа на носилках.

20.


  1. На каждого выявленного больного чесоткой медицинская сестра заполняет экстренное извещение об остро­заразном больном.

  2. В очагах чесотки проводится текущая и заключительная дезинфекция.

  3. Все белье больного необходимо тщательно выстирать, лучше с кипячением. Верхнее платье и одежду, которые нельзя стирать, следует обеззаразить от клеща в де­зинфекционной камере или путем проглаживания горячим утюгом, особенно с внутренней стороны.

  4. Необходима проверка всех, кто находился в тесном, бы­товом контакте с заболевшим.

  5. Усиление контроля за банями, душевыми, организация скабиозориев в которых проводятся массовые дезинфек­ционные и лечебные мероприятия.

21.


  1. В очаге сальмонеллеза после госпитализации больного необходимо провести заключительную дезинфекцию.

  2. Пищевики и приравненные к ним обследуют 2-х кратно в течении 2-х дней (кал на сальмонеллы).

  3. Все контактные наблюдаются в течении 7 дней (t-ра и характер стула).

  4. Санитарно-просветительная работа по профилактике сальмонеллеза (соблюдение ветеринарно-санитарных правил содержания и убоя животных и птиц, соблюдение гигиенических норм технологического процесса приготовления и хранения пищевых продуктов и блюд живот­ного происхождения).

  5. В общественном питании и личной домашней практике должны соблюдать правила раздельной обработки сырого мяса и вареных продуктов, сроки хранения готовой пищи).

22.


  1. Ожог II степени.

  2. Наложить асептическую повязку, дать обезболивающие средства.

  3. Вскрывать пузыри, смазывать обожженную поверхность жиром, мазью нельзя.

23.

1. У больного язвенная болезнь 12 ПК. Содовый раствор не рекомендуется больному при изжоге. Можно рекомендовать молоко при хорошей переносимости или антациды (альмагель, фосфолюгель и т.д.).

2. Независимые вмешательства медицинской сестрой:


  1. Дать рекомендации по соблюдению диеты, режима;

  2. Борьба с курением, алкоголем;

  3. Направить к врачу для точной диагностики и лечения.

24.

Медицинская сестра должна направить больного на прием к врачу для определения диагноза, лечения и снятия ЭКГ.

25.

1. Приступ бронхиальной астмы.

2. Краткосрочные цели:

1) Оказать неотложную помощь;

2) Вызвать скорую помощь или врача на дом;

3) Объяснить больному или родственникам больного об исключении действия бензина, об особенности ухода при данной патологии.

3. Долгосрочные цели:


  1. Первичная профилактика бронхиальной астмы (лечение аллергического ринита, соблюдение диеты, санация хронических очагов инфекции).

  2. Диспансеризация по III группе.

26.


  1. Нитроглицерин необходимо хранить в темном месте.

  2. Нитроглицерин необходимо принимать вначале приступа, в положении сидя.

27.

1. Язвенно-неспецифический колит.

Для уточнения диагноза необходимо провести бактерио­логическое исследование кала на шигилез.

2. Краткосрочные цели:


  1. Уменьшить боль;

  2. Нормализовать стул;

  3. Контролировать лечение назначенное врачом;

  4. Обучить больного вопросам ухода и соблюдения диеты.

3. Долгосрочные цели:

1) Соблюдение диеты и режима.

2) Диспансеризация.

28.


  1. Действия медсестры неправильны.

  2. Необходимо соблюдать правильную последовательность постановки компресса: накрыть вощеной бумагой, накрыть ватой и забинтовать.

29.


  1. Настоящие проблемы — нарушение целостности кожных покровов при отморожении, боль.

  2. Потенциальные проблемы – возможность инфицирования, развитие столбняка.

  3. План независимых вмешательств:


    1. наложить асептическую повязку на кисти с утепленным слоем (теплоизолирующую повязку);

  4. Обеспечение консультации хирурга.
Читайте также:  Применение препарата йокс для лечения больных с заболеваниями верхних дыхательных путей

Источник

Краткосрочная цель при ангине

На чтение 13 мин. Обновлено 20 ноября, 2020

СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ АНГИНЕ.

Ангина— это острое инфекционное заболевание с пре­имущественным поражением лимфоидной ткани небных миндалин и регионарных лимфоузлов.

Ангина может быть самостоятельным заболеванием и синдромом других инфекционных заболеваний (скарлатины, дифтерии и пр.).

Возбудители заболевания:

— (3-гемолитический стрептококк группы А;

Источники инфекции:

1. больные ангиной;

Пути передачи инфекции:

Факторы риска развития ангины:

— хронические очаги инфекции (кариозные зубы, аденоидит);

— хроническая тонзиллярная инфекция в семье.

Дети до года ангинами болеют редко, так как в этом воз­расте миндалины еще недостаточно развиты.

Различают следующие виды ангин:

Катаральная:воспалительный процесс локализуется на поверхности миндалин, выражена гиперемия миндалин и передних дужек неба.

Фолликулярная ангина:воспалительный процесс локали­зуется в паренхиме миндалин, определяются нагноившиеся фолликулы в виде желтоватых горошин, отечность и гипере­мия миндалин.

Лакунарная ангина;миндалины отечны, гиперемированы, разрыхлены, гнойно-воспалительный процесс локализу­ется в лакунах.

Флегмонозная ангина: воспалительный процесс локали­зуется в углублениях ткани миндалин с последующим фор­мированием абсцесса, чаще локализующегося в области пе­редней дужки неба с одной стороны (перитонзиллярный абсцесс).

Такое разделение ангин является, условным, так как чаще всего встречаются комбинированные формы.

Основные клинические проявления ангины:

1. общие симптомы интоксикации:высокая лихорадка, го­ловная боль, озноб, ломота в суставах, отсутствие аппе­тита, нередко бывает рвота (особенно у маленьких де­тей);

2. боль при глотании,усиление саливации, неприятный за­пах изо рта;

3. местные симптомы:отечность, яркая гиперемия мягкого неба и миндалин с последующим воспалением фолликул и переходом патологического процесса вглубь ткани миндалин, при этом на поверхности и в углублениях миндалин обнаруживаются гнойные налеты беловато-желтого цвета, возможно образование перитонзиллярного абсцесса (при тяжелом течении);

4. регионарный лимфаденит(подчелюстные узлы увеличе­ны, болезненные при пальпации).
Продолжительность ангины 5-10 дней.

Источник

Сестринский процесс при ангинах

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую поддержку ему и его родителям.

Возможные проблемы ребенка:

• нарушение глотания из-за болей в горле;

• дефицит жидкости в связи с лихорадкой;

• нарушение формулы сна;

• страх перед манипуляциями;

• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;

• высокий риск развития осложнений и др.

Возможные проблемы родителей:

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• недостаточное внимание к ребенку;

• дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков;

• неадекватная оценка состояния ребенка.

Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения ангины, принципах лечения, профилактике возможных осложнений.

Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спокойные игры, разнообразить его досуг.

Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс лечения и ухода, помочь осознать необходимость проведения назначенного лечения и процедур (полосканий, орошений и др.).

Обучить родителей оказывать первую помощь при гипертермии:

• срочно вызвать врача;

• убрать теплое одеяло, укрыть ребенка простыней;

• подвесить над головой пузырь со льдом или положить холод в местах проекции крупных

магистральных сосудов: область печени, верхняя треть бедра (при гипертермии с расширением периферических сосудов, покраснением кожiьих покровов для увеличения теплоотдачи);

• растереть кожу спиртом, разведенным водой (1:1) или раствором 6% уксуса — 1 ст.л. на 1 стакан воды (при гипертермии со спазмом периферических сосудов и резко выраженной бледностью кожных покровов);

• обеспечить ребенка частым, дробным питьем (на каждый градус повышения температуры дополнительно ввести жидкость из расчета 10 мл на 1 кг массы тела);

• создать температуру в помещении в пределах 1 8—20°С;

• выполнить назначения врача: дать панадол или парацетамол (угнетают центральный синтез простагландинов, регулирующих процесс терморегуляции) в виде сиропа или развести «шипучий» порошок в стакане теплой кипяченой воды (в разовой дозе 10—15 мг/кг), маленьким детям предпочтительнее ввести в свечах.
Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить родителям и ребенку, если позволяет возраст, что курс антибактериальной терапии не должен прерываться и быть менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений).

Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: настой шалфея, эвкалипта — 1 ст. ложку сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; настой тысячелистника — 2 ст. ложки сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать 4 раза в сутки; настой календулы — 1 чайную ложку сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6-ти раз в сутки.

Рекомендовать в остром периоде заболевания легко усвояемую полужидкую витаминизированную диету. Исключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда.

После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко для нормализации кишечной флоры.

Увеличить объем вводимой жидкости до 1—1,5 литров в виде витаминизированных напитков. Приготовление отвара шиповника: З столовых ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10—15 минут в закрытой посуде на медленном огне (можно заварить ягоды крутым кипятком в термосе), настоять в течение б часов, употреблять по 1/3—1/2 стакана 3—4 раза в день.

Необходимо заблаговременно подготовить ребенка к дополнительным методам обследования с помощью терапевтической игры: клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ. Убедить его в необходимости их проведения, объяснить на понятном ему языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу.

Оказывать психологическую поддержку ребенку во время болезни и лечения, используя только позитивные утверждения, поощрять положительные эмоции.
Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, после использования кипятить ее, убрать на время болезни мягкие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать помещение несколько раз в день).

В периоде выздоровления необходимо провести дополнительные исследования: клинический анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ, затем в полном объеме их повторить через 2 недели.

Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать очаги хронической инфекции.

Проводить ребенку профилактические мероприятия вне обострения заболевания: сон на свежем воздухе, дозированные физические нагрузки, закаливающие процедуры, курсы физиотерании, витаминотерапии, санацию полости рта.

При повторяющихся ангинах рекомендовать динамическое наблюдение ребенка врачами: кардиоревматологом, оториноларингологом, стоматологом, педиатром.

Составьте экспертную карту сестринского процесса
при ангине

Нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы ребенка и его родителей
Краткосрочные и долгосрочные цели сестринского процесса
Планирование и мотивация сестринских вмешательств
Профилактические мероприятия

Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 5233 | Нарушение авторских прав

Источник

Сестринский процесс при ангинах.

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности паци­ента и его родителей.

Возможные проблемы пациента:

  • нарушение аппетита;
  • нарушение глотания из-за болей в горле;
  • дефицит жидкости в связи с лихорадкой;
  • нарушение формулы сна:
  • высокий риск развития осложнений;
  • неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;
  • страх перед манипуляциями и др.
Читайте также:  Компресс из водки при ангине

Возможные проблемы родителей:

  • дефицит знаний о заболевании и уходе;
  • недостаточное внимание к ребенку;
  • дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков;
  • гиперопека;
  • неадекватная оценка состояния ребенка.

Сестринское вмешательство. Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения ангины, принципах лечения, возможных осложнениях.

Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спо­койные игры, разнообразить его досуг.

Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать необходимость проведения тех или иных процедур. Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить ребенку и роди­телям, что курс антибактериальной терапии должен быть не менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных ослож­нений). Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: настой из шалфея — 1 ст. ложку заварить 1 ста­каном кипятка, настоять 20 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; настой из тысячелистника — 2 ст. ложки заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать 4 раза в сутки; настой из календулы — 1 чайную ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, про­цедить, полоскать до 6-ти раз в сутки.

Обучить родителей технике постановки согревающего компресса на шейно-подчелюстную область: вымыть руки, подготовить марлевую салфетку из 8 слоев, компрессную бумагу, вату (каждый последующий слой должен быть боль­ше предыдущего на 2 см), смочить салфетку 45% теплым раствором этилового спирта, отжать, последовательно все слои приложить на шейно-подчелюстную область, зафикси­ровать повязкой (для более плотного прилегания к поверхно­сти кожи), через 1,5-2 часа проверить степень влажности компресса, надежность фиксации и оставить его еще на. 4-6. часов.

Рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу, ис­ключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1-1,5 литров в виде витаминизированных напитков: чай с ли­моном, разбавленные некислые соки, отвар шиповника (3 столовых ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10-15 минут в закрытой посуде на медленном огне, настоять, процедить, употреблять по 1/3 стакана 3-4 раза в день). После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

Подготовить заблаговременно ребенка к дополнитель­ным методам обследования с помощью терапевтической иг­ры (клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ и др.), убедить в необходимости их проведения, объяснить на понятном ребенку языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу. Поддерживать ребенка во время болезни и лечения, используя только позитивные утвержде­ния, поощрять положительные эмоции.

Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, по­сле использования кипятить ее, убрать на время болезни мяг­кие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать по­мещение 3-4 раза в день). Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать хронические очаги инфекции. Про­водить ребенку профилактические мероприятия вне обостре­ния заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, дози­рованные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапию, сана­цию полости рта).

При повторяющихся ангинах рекомендовать динамиче­ское наблюдение за ребенком врачами — педиатром, кардио-ревматологом, отоларингологом, стоматологом.

ОСТРЫЙ ЛАРИНГОТРАХЕИТ

Острый ларинготрахеит— это острое воспаление сли­зистой оболочки гортани и дыхательных путей. Особенно часто встречается у детей раннего возраста на фоне ОРВИ или других инфекционных заболеваний (кори, дифтерии, коклюше и др.).

  • вирусы (парагриппа, кори, рино- и аденовирусы);
  • β-гемолитический стрептококк группы А;
  • коринебактерии.

Предрасполагающие факторы развития острого ларинготрахеита:

  • анатомо-физиологические особенности гортани: узость просвета дыхательных путей, быстрое развитие отека слизистой, рыхлость клетчатки и подсвязочного аппарата гортани;
  • склонность детей раннего возраста к ларингоспазму;
  • фоновые состояния (аллергический диатез). J

Механизм развития заболевания. Вследствие острого воспаления, отека, инфильтрации голосовых связок, подсвязочного пространства и возникаю­щего за этим спазма мускулатуры, закрывается голосовая щель, развивается картина стеноза — сужения гортани (ост­рый ларингит).Воспалительный процесс может распростра­няться на трахею (острый ларинготрахеит) и бронхи. На­рушение вентиляции легких приводит к синдрому кислород­ной недостаточности. При тяжелых формах заболевания, кроме дыхательной недостаточности, появляются нарушения метаболизма и гемодинамики, которые приводят к тканевой гипоксии, гипергидратации тканей и отеку головного мозга.

Острый ларинготрахеит, протекающий при ярко выра­женных явлениях стеноза, носит еще название крупа или острого стенозирующего ларинготрахеита.

Различают 4 степени стеноза гортани:

  1. степень (компенсированный круп).
  2. степень (стридор — круп неполной компенсации).
  3. степень (декомпенсированный круп).
  4. степень (асфиксия).

Клинические признаки острого стенозирующего ларин­готрахеита: Возникает чаще ночью внезапно, характеризуется триа­дой симптомов:

  • грубым кашлем (лающим, каркающим);
  • изменением голоса (осиплостью, дисфонией);
  • шумным стенотическим дыханием (с участием вспомогательной мускулатуры).

1.При компенсированном крупе:

  • кашель сухой, навязчивый, переходящий в лающий;
  • осиплость голоса;
  • инспираторная одышка (затруднен вдох, особенно при плаче, беспокойстве и физической нагрузке).

2. При крупе неполной компенсации:

  • состояние ухудшается, выражено беспокойство ребенка, чувство страха, потливость;
  • голос осипший, кашель резко лающий;
  • дыхание стенотическое, инспираторная одышка, слышимая на расстоянии с участием вспомогательной мускулатуры (втяжение межреберных промежутков, надключичных и подключичных ямок).

3. При декомпенсированном крупе:

  • состояние ребенка тяжелое, периоды беспокойства сменяются периодами адинамии, заторможенности;
  • нарастают признаки дыхательной недостаточности: периоральный цианоз в покое, переходящий в генерализованный, при аускультации — дыхание ослаблено;
  • изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: тахикардия, снижение АД.
  • крайне тяжелое состояние ребенка, адинамия, заторможенность, сонливость, выраженная бледность;
  • аритмичное поверхностное или парадоксальное («рыбье») дыхание;
  • изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: АД резко снижено, брадикардия, пульс малый, едва пальпируется;
  • периодически возникают судороги.

Ребенок может погибнуть, вследствие истощения дыха­тельного и сердечно-сосудистого центра.

Основные принципы лечения острого стенозирующего ларинготрахеита. Цель: восстановление проходимости дыхательных путей.

При первой степени стеноза, возможно лечение в домашних условиях, начиная со второй — обязательная госпитализация в стационар.

  1. Режим щадящий с удлиненным сном.
  2. Оксигенотерапия с обогревом и увлажнением вдыхаемого воздуха.
  3. Введение бронходилататоров: эуфиллин, солутан, бронхолитин и др.
  4. Гормонотерапия: преднизолон или гидрокортизон (начиная со второй степени).
  5. Антибактериальная терапия (по показаниям).
  6. Ингаляции с муколитиками и бронхолитиками.
  7. Витаминотерапия.
  8. Антигистаминные препараты (при аллергических проявлениях).
  9. Физиотерапия: субэритемные дозы кварца, озокеритовые «сапожки».

При стенозе третьей и четвертой степени — интубация трахеи, ИВЛ.

При остро нарастающей дыхательной недостаточности, в редких случаях, прибегают к трахеостомии.

Сестринский процесс при остром стенозирующем ларинготрахеите. Выявление настоящих и потенциальных проблем, нару­шенных потребностей больного ребенка и членов его семьи.

Возможные проблемы пациента:

  • нарушение дыхания;
  • дефицит жидкости из-за гипервентиляции легких и недостаточного потребления;
  • нарушение сна, аппетита;
  • неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, тяжелая реакция на госпитализацию;
  • страх перед манипуляциями и др.;
  • риск возникновения тяжелых осложнений;
  • угроза для жизни.

Возможные проблемы родителей:

  • страх за ребенка;
  • дефицит знаний о заболевании и уходе;
  • психоэмоциональное напряжение;
  • неадекватная оценка состояния ребенка.

Сестринское вмешательство. Ин