Конспект по познавательно речевому развитию (чтение художественной литературы) Тема: «Слушаем рассказ о том, как лечили Петушка.»

Воспитатель Чупина В.Н.

Познавательно -речевое. Тема: «Слушаем рассказ о том, как лечили Петушка.»

П.С. Продолжать развивать у детей умение слушать литературное произведение и понимать его. Расширять запас узнаваемых и называемых предметов и действий (болезнь, полоскание для горла, согревающий компресс, измерение температуры и т. п.) Развивать восприятие детей, побуждать их узнавать изображение петушка на картинке. Обогащать эмоциональные переживания детей и использовать показ приёмов ухода за больным петушком для возникновения у них эмоционально положительных состояний. Установить сдетьми эмоционально положительный контакт и вызывать интерес к совместной со взрослым деятельности. Закрепить знание домашних животных и птиц. Развивать правильную артикуляцию при звукоподражании голосам животных. Вызвать у детей доброе чувство, желание ухаживать.

Оборудование: текст стихотворения А. Крылова «Как лечили петуха»,игрушка петушок, кровать с постельными принадлежностями, стакан с водой для полоскания горла, ткань для компресса, игрушечный градусник.

Активация словаря: петушок, гусь, овечка, собачка, курочка, га-га, бе-бе, гав-гав, ко-ко, ку-ка-ре-ку, горлышко, градусник, кровать, гребешок.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, игровой, наглядный.

Источник: составлен воспитателемЧупиной Верой Николаевной.

Ход:

Орг. момент.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку и догадайтесь кто будет нашим гостем.

Если семечку найдёт,

Он подружек позовёт,

Клювом в землю постучит,

Ку-ка-ре-ку прокричит!

Дети: петушок.

Воспитатель: Правильно это Петушок.

Воспитатель: Каждое утро петушок пел свою громкую песню. Но вот однажды с ним случилась беда — простудился петушок.

Заболел Петух Ангиной, ( пояснить, что болит при ангине)

Не поет вторую ночь,

Надо бедному помочь.

Потому что «Кто же будет?» —

Говорили здесь и там

Кукарекать по утрам

Воспитатель: Ребята, наш Петя заболел. У него болит горло. Что, же нам теперь делать?

Ребятки, если петушок болеет, кто же будет утром кукарекать? Может быть гусь? Как кричит гусь?

Дети: Га — га -га.

Воспитатель: Нет, гусь не умеет кукарекать. Может быть овечка попробует пропеть за петуха? Как кричит овечка?

Дети: бе — бе – бе

Воспитатель: Нет, и овечка не умеет кукарекать. Так может быть собачка будет кукарекать по утрам? Как собачка лает?

Дети: гав — гав — гав.

Воспитатель: Нет, и у собачки не получается. (игра с собачкой)

Вот наш Бобик, славный пес!

Гав — гав! (дети показывают на собачку)

Белый лобик, черный нос (прикасаются ладонью ко лбу, касаются пальцем носа).

Бобик, Бобик, лапку дай!

Гав — гав! (вытягивают одну руку вперед)

Сядь на коврик и не лай. Тс — с — с! (прикладывают палец к губам)

Воспитатель: Да, ребятки

Гусь — не хочет,

Овечка — тоже.

Бобик пробовал — не может,

Только голос надорвал.

Может курочку попросим? Как курочка кричит?

Дети: Ко — ко — ко!

Воспитатель: И курочка не умеет, что же делать?

И решили наши дети

Пете бедному помочь.

Давайте мы с вами поможем петушку, полечим ему горлышко. (укладывают петушка на кровать, накрывают одеялом, готовим полоскание для горла, делаем согревающий компресс и завязываем горло, измеряем температуру и т. п.) Пока петушок измеряет температуру послушайте стихотворение про больного Петушка. (читаю стихотворение и демонстрирую прочитанное).

Воспитатель: Вот и согрелся наш петушок, и поправился

Петя очень был доволен

Благодарен детворе,

Он теперь совсем не болен,

Всё в порядке на дворе.

И когда заря зажжется

Людям, птицам и цветку

Слышно всем, как раздается

Добрый день! Ку — ка — ре — ку!

Воспитатель: Ребятки, петушок наш повеселел.

Воспитатель: Петенька, а как ты себя сейчас чувствуешь?

Петушок: Я, ребята всем доволен, благодарен детворе. Я совсем, совсем не болен. Мне так, хорошо, что хочется поиграть с вами.

Игровое упражнение

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спинку спрячем

И на двух ногах поскачем

А теперь еще разок (повторение)

Воспитатель: весело поиграли, а с кем? Что болело у петушка? как ему помогали? (лечили и чем?) (ответы детей).

Как лечили петуха

Заболел Петух ангиной,

Не поет вторую ночь,

И решили Юра с Ниной

Пете бедному помочь.

Потому что

— Как же будет? —

Говорили здесь и там.

Потому что

— Кто же будет

Кукарекать по утрам?

Гусь — не хочет,

Утка — тоже,

А индюк хотел — проспал.

Бобик пробовал — не может,

Только голос надорвал.

Петю в комнату позвали,

Положили на кровать,

Полоскание достали,

Чтобы горло полоскать.

Порошок от кашля дали

И, проверив рост и вес,

Вокруг шеи повязали

Согревающий компресс.

Чай, сказали, пить с малиной,

Кашу манную клевать,

А иначе так, с ангиной,

Можно долго пролежать.

Приходили к Пете куры,

Приносили молоко:

— Кок-ко-ва температура?

Нет ли жару? Ко-ко-ко!

Ковыляли к Пете утки

Читайте также:  Герпесная ангина: симптомы и лечение у детей

Из соседнего двора:

— Не урчит ли что в желудке?

Как здоровье? Кря-кря-кря?

А узнали поросята —

Даже бросили игру:

— Где «будильник» наш, ребята?

Что случилось? Хрю-хрю-хрю!

Принимал больной микстуру

По столовой ложке в час.

У него температуру

Проверяли восемь раз.

Ноги грелкою согрели,

Чтоб скорее стал ходить.

Только в ушко не успели

Мятных капель напустить.

Потому что он в квартире

Поправляться быстро стал

И, когда окно открыли,

Вдруг вскочил и убежал.

Петя очень был доволен,

Благодарен детворе,

Он теперь совсем не болен,

Все в порядке на дворе.

И когда заря зажжется,

Людям, птицам и цветку —

Слышно всем, как раздается:

— Добрый день! Ку-ка-ре-ку!?

Источник

«Как мы лечили петушка» план-конспект занятия (младшая группа) на тему

«Как мы

лечили петушка»

(Развлечение в младшей группе  с привлечением родителей по мотивам стихотворения И. Крылова)

Цель развлечения: Пробудить у детей сострадание к герою произведения.

Формировать навыки здорового образа жизни.

Оборудование: дети – петушок, гусь, утка, индюк, песик, курица, поросята; фонограмма пения петухов; игрушечное лекарство для петушка – полоскание в стакане, порошок, компресс, чашка с чаем, тарелка каши, градусник, грелка, капли, пакет молока.

Участники: Взрослые – ведущий,.

В углу зала стоит домик с забором, перед которым расставлены игрушки домашних животных, петух сидит на бочке.

Воспитатель. В мире много сказок,
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
Грустных и смешных, 
И прожить на свете,
И прожить на свете,
Нам нельзя без них,
Нам нельзя без них.

В  Сказке может все случится

Наша сказка впереди.

Сказка в гости к нам стучится, 

Скажем сказке – заходи!

Звучит фонограмма пения петухов.

Ведущий. Ребята, скажите, кто поет песенку?

Дети. (Хоровые ответы)

Это поет Петя-петушок (Показать на игрушечного петушка)

На бочке как на троне, сидит петух в короне.

Курами правит, сам себя славит.

Песню солнышку поет, всех друзей сюда зовет.

Песня «Есть у солнышка друзья» Е. Тиличеевой (см. сб. «Учите детей петь», с. 73)

Ведущий. Каждое утро петушок пел свою громкую песню. Но однажды с ним случилась беда – простудился петушок.

Заболел петух ангиной, не поет вторую ночь,

И решили все зверята Пете бедному помочь.

Потому что «Кто же будет?» — говорили здесь и там.

Потому что «Кто же будет кукарекать по утрам?»

И вправду, ребятки, если петушок болеет, кто же будет утром кукарекать? Может быть, гусь? Как гусь кричит?

Дети. Га-га-га!

Попевка «Гуси». Вышли гуси на луга….

«Два весёлых гуся»

Ведущий. Гусь не умеет кукарекать. Быть может, утка попробует покричать за петуха? Как кричит уточка?

Дети. Кря-кря-кря!

Попевка  Утка». Утка, утка кря…..

Ведущий. Нет, утка не умеет кричать «ку-ка-ре-ку». Может быть, индюк так кричит?

Попевка «Индюк». Индя,индя индюшок….

Ведущий. Нет, и у индюка не получается.

Гусь – не хочет, утка – тоже,

А индюк хотел – проспал.

Бобик пробовал – не может,

Только голос надорвал.

Песня с движениями «Бобик» Вот наш Бобик…..

Ведущий укладывает петушка в кровать и выполняет действия, соответствующие тексту стихотворения.

Ведущий. Петю в комнату позвали, положили на кровать,

Полоскание достали, чтобы горло полоскать.

Порошок от кашля дали и, проверив рост и вес,

Вокруг шеи повязали согревающий компресс.

Чай сказали пить с малиной, кашу манную клевать,

А иначе так, с ангиной, можно долго пролежать.

Пришли проведать больного его друзья. Первыми навестили петушка курочки.

Попевка «Кудахчут куры».

Ведущий. Приходили к Пете куры, приносили молоко.

Курочка. Ко-ко-ва температура? Нет ли жару? Ко-ко-ко!

Ведущий. Услышали про болезнь петушка утки. Они в это время отправлялись на речку поплавать.

Утки плавают с пеленок.

Даже маленький утенок

Корм, ныряя, достает!

На воде – не пропадет!

Танец «Уточки».

Ведущий. Ковыляли к Пете утки из соседнего двора.

Утка. Не урчит ли что в желудке? Как здоровье? Кря-кря-кря!

Ведущий. Веселые поросята играли на улице, когда узнали про петушиную беду.

Умилялась мама–свинка, до чего хороший сынка.

Как он в лужице лежит, как от радости визжит,

Да как сладко хрюкает – грязь под боком хлюпает.

Игра «Хрюшки».

Ведущий. А узнали поросята – даже бросили игру.

 Где «будильник» наш, ребята?

Что случилось?

Хрюшки. Хрю-хрю-хрю!

Ведущий. Все старались помочь больному. (Выполняет действия , соответствующие тексту).

Принимал больной микстуру по столовой ложке в час.

У него температуру проверяли восемь раз.

Ноги грелкою согрели, чтоб скорее стал ходить.

Только в ушко не успели мятных капель напустить.

Потому что он в квартире – поправляться быстро стал

И, когда окно открыли, вдруг вскочил и убежал.

Все друзья петушка обрадовались и заиграли ОРКЕСТР

Ведущий.  Петя очень был доволен, благодарен детворе.

Он теперь совсем не болен, все в порядке на дворе.

И когда заря зажжется, людям, птицам и цветку –

Слышно всем, как раздается

Петушок.  Ку-ка-ре-ку!

Русская народная песня «Петушок». 

Петушок я петушок

Золотистый гребешок

На зелёном на лугу

Я пою ку-ка-ре-ку

Источник

Ангина: почему возникает и как ее избежать?

Ангина (тонзиллит) представляет собой острое инфекционное воспаление глоточных миндалин. Термином «ангина» чаще называют именно острый процесс. Тонзиллит относится к инфекционным процессам, поэтому болезнь требует своевременного лечения, направленного на устранение причины заболевания.

Читайте также:  Как вовремя распознать и вылечить ангину у ребенка?

Многие люди считают ангину обычной формой простуды, однако стоит различать эти заболевания. Обычное красное горло при острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ) чаще всего не является ангиной. Простуду с целым набором симптомов обычно вызывают респираторные вирусы, тогда как при ангине проблема именно в горле, и наиболее опасным возбудителем является β-гемолитический стрептококк типа А (БГСА). Подходы и методы лечения будут отличаться, поэтому важно различать диагнозы. Если человек болеет ангиной чаще одного раза в год, важно не допустить хронизации заболевания1. Чтобы избежать подобного, нужно придерживаться правил профилактики тонзиллита. Мероприятия по предотвращению воспалительного процесса во многом связаны с причинами возникновения ангины.

Виды ангины

В зависимости от возбудителя инфекции острые тонзиллиты можно разделить на несколько групп:

  • бактериальные (самый распространенный);
  • вирусные;
  • грибковые.

Чаще всего встречается гнойная ангина, вызываемая бактериями, а именно – стрептококком. Она переносится тяжело и важно относиться к лечению серьезно. Инкубационный период составляет от нескольких часов до трех суток. Болезнь начинается быстро и сопровождается крайне высокой температурой, болью в горле и симптомами интоксикации.

Развитие тонзиллита в основном провоцируется такими бактериями, как бета-гемолитические стрептококки. Они попадают в организм человека воздушно-капельным путем и начинают активно размножаться в миндалинах.

Отдельная группа людей является носителями бактерий, но сами не болеют. Это не значит, что для них риск возникновения заболевания отсутствует. Такие носители представляют опасность для окружающих, так как не догадываются, что в их организме живет инфекция4.

Причины бактериальной ангины

Наличие гноя свидетельствует о бактериальном поражении миндалин2. Это имеет важное значение в определении будущего лечения. Такой вариант тонзиллита встречается чаще всего.

Причины гнойной ангины

  • Стрептококк, в том числе β-гемолитический типа А или БГСА – основной и самый часто встречающийся возбудитель тонзиллита как острого, так и хронического.
  • Стафилококк (в основном имеется в виду золотистый стафилококк – часто встречается его носительство).
  • Дифтерийная палочка (особая специфическая ангина, требующая специфического лечения сывороткой).
  • Бледная трепонема (развивается сифилитическая ангина).

Лечение такого заболевания обязательно должно включать антибактериальные препараты, но строго под наблюдением врача. Подобрать лучший антибиотик при ангине поможет знание о том, какой именно возбудитель вызвал инфекцию5. Наиболее опасного возбудителя БГСА можно определить даже в домашних условиях при помощи экспресс тест-полосок.

Причины вирусной ангины

Редко воспаление в небных миндалинах вызывают и вирусные возбудители. Тонзиллит могут вызывать следующие вирусы:

  • вирусы герпеса (особенность – температура тела 41 градус и даже выше);
  • цитомегаловирус;
  • аденовирус.

В лечении вирусных тонзиллитов большое значение имеет поддержание иммунитета (как общего, так и местного) на высоком уровне и уменьшение симптомов интоксикации. Специфического лечения против возбудителей нет. Применение антибиотиков в этом случае не оправдано и, наоборот, – может ухудшить ситуацию.

Причины грибковой ангины

В некоторых случаях тонзиллит возникает из-за активного размножения грибков на небных миндалинах. Обычно это провоцирует значительное снижение иммунитета. Наиболее распространенным микроорганизмом, который живет на теле человека, но обычно не вызывает болезней, является грибок рода Candida4.

Лечение заключается в использовании специфических противогрибковых средств. Однако такие ангины встречаются крайне редко. Обычно ими болеют ослабленные дети или взрослые с выраженными иммунодефицитами, в частности, – ВИЧ-инфекцией.

Разновидности ангины и их специфические симптомы

Симптомы тонзиллита зависят от формы воспалительного процесса. У взрослых и детей выделяют четыре варианта течения болезни:

  • Катаральное воспаление. Самая легкая форма, при которой отсутствуют гнойные пленки на миндалинах. Температура повышается незначительно, боль в горле умеренная.
  • Фолликулярная ангина. Самая распространенная форма заболевания, при которой образуются гнойные пробки.
  • Лакунарная ангина. Более тяжелая разновидность предыдущего варианта. Боль в горле приобретает режущий характер, температура тела очень высокая.
  • Фибринозная. Возникает, если длительно не лечить острое воспаление. Образуются плотные гнойные пленки на поверхности миндалин, а лечение более длительное.
  • Гнойно-некротическая. Самая неприятная форма ангины, при которой происходит отмирание миндалин. На первое место здесь выходит серьезная интоксикация.

Вне зависимости от формы, ангина – непростое заболевание, требующее своевременного и комплексного лечения с воздействием на возбудителя инфекции. Игнорирование болезни и применение непроверенных методов терапии может привести к осложнениям. Однако современная медицина позволяет эффективно вылечить ангину в течение 1-2 недель5.

Осложнения ангины

Тонзиллит опасен своими осложнениями и хронизацией воспаления. Миндалины становятся постоянным источником инфекции, вследствие чего страдает весь организм. Распространенные осложнения ангины:

  • воспаление внутреннего или среднего уха (отиты);
  • воспаление гайморовых пазух (гаймориты), фронтальных пазух (фронтиты);
  • ревматизм (системное заболевание с поражением суставов, сердца);
  • гломерулонефрит (поражение почек);
  • эндокардит (воспаление оболочки сердца);
  • поражение мозговых оболочек.

Чаще всего осложнения вызывает именно стрептококк (БГСА) при несвоевременном или неправильном лечении заболевания. Избежать неприятных осложнений поможет вовремя назначенная антибактериальная терапия.

Как лечить ангину?

На основе причин заболевания ангиной строится алгоритм лечения инфекции. Подавляющее количество воспалений миндалин вызываются бактериями, поэтому возникает необходимость приема антибиотиков.

Если речь идет о тонзиллитах вирусной природы, то применяются общие противовирусные средства, упор делается на снятии интоксикации3. Для грибковых ангин были разработаны противогрибковые препараты. Но изолированное воздействие на причину болезни не обеспечивает быстрого выздоровления и не исключает риск осложнений.

Общие рекомендации по лечению острых тонзиллитов:

  • строгое соблюдение постельного режима;
  • полоскание горла антисептическими растворами;
  • обильное теплое (не горячее) питье;
  • прием жаропонижающих средств при необходимости (температура тела выше 38,5 градусов);
  • применение местных спреев-антисептиков;
  • полноценное питание (рацион, щадящий слизистую горла).
Читайте также:  Лекарства от ангины: причины, симптомы и лечение

Дополнительно приветствуются мероприятия, укрепляющие иммунитет. Организм после тонзиллита ослабляется и еще несколько недель не может полноценно сопротивляться другим инфекциям5. Особенно важно держать иммунитет в тонусе в периоды эпидемий ОРВИ.

Какие антибиотики принимать при ангине?

Ангина может вызываться разными типами бактерий, подобрать или поменять антибиотик должен врач. Важно не заниматься самолечением, чтобы не запустить заболевание.

В детском возрасте используются те же самые группы антибактериальных препаратов, что и у взрослых. Врач подберет нужный препарат и форму.

Важное значение при использовании антибиотиков, особенно у ребенка, имеет соблюдение правильной дозировки препарата. Она рассчитывается в соответствии с весом детей4. Важно соблюдать режим дозирования и длительность курса применения, чтобы не допустить рецидива заболевания и развития устойчивости к антибиотику.

Можно ли отказаться от приема антибиотиков?

Прием антибиотиков при ангине не показан только в том случае, если она имеет вирусную или грибковую природу. Но это случается достаточно редко. Чаще всего острый тонзиллит лечится именно антибиотиками. В противном случае стоит ждать развития осложнений.

Основные правила приема антибактериальных средств:4

  • Препараты применяются в определенное время с конкретными промежутками, указанными в инструкции (каждые 8, 12, 24 часа).
  • Необходимо строгое соблюдение длительности курса лечения (симптомы ангины могут исчезнуть уже через 2-3 дня приема, но курс длится 5-7 дней в зависимости от препарата).
  • Не нужно без необходимости менять антибиотик, а если смена необходима, то обязательно на другую группу.
  • Не следует снижать дозу препарата.

Если изначально заболевание было вызвано вирусами, но через несколько дней лечения заново нарастает температура тела, появляется гной на миндалинах, то следует предполагать бактериальное осложнение. В таком случае необходимо проконсультироваться с врачом для подбора курса антибиотиков.

Профилактика тонзиллита

Профилактические мероприятия для предотвращения развития острого тонзиллита направлены на снижение контактов с больными людьми и устранение факторов риска. Они включают:

  • полноценное питание;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • профилактические походы к стоматологу;
  • избегание мест скопления людей в периоды эпидемии;
  • профилактические промывания носа и горла в период эпидемий;
  • прием местных активаторов иммунитета;
  • избегание длительного переохлаждения и резких перепадов температуры (из-за них ангинами часто болеют летом);
  • полноценный сон, нормализация режима труда и отдыха;
  • своевременное лечение болезней дыхательной системы.

Выполнение профилактических рекомендаций не гарантирует отсутствия заболевания, но снижает вероятность его возникновения. При хронических формах тонзиллита профилактика помогает облегчить течение заболевание, сократить количество рецидивов и снизить риск осложнений.

Имудон® – помощник при хроническом тонзиллите

Проведение профилактических мероприятий хронического тонзиллита, а также ускорение выздоровления при возникновении болезни возможно при использовании препаратов, повышающих иммунитет в горле, в месте попадания инфекции. Имудон® – препарат на основе лизатов (частиц бактерий), запускающий местную иммунную защиту в полости рта и глотке. Он выпускается в форме таблеток для рассасывания, разрешен детям с трех лет и подходит для борьбы с инфекциями небных миндалин6.

Имудон® уменьшает воспаление и способствует устранению возбудителя инфекции, в том числе стрептококка, даже в глубоких слоях миндалин (паренхиме). Таким образом можно добиться снижения частоты обострений у пациентов с хроническим воспалением в 3 раза7,8.

Имудон® занимает особое место в лечении хронического тонзиллита не только у взрослых, но и у детей. Препарат снижает активность воспалительных проявлений в глотке, что сопровождается нормализацией структуры небных миндалин и может уменьшить потребность в хирургических методах лечения у детей и сохранить лимфоидную ткань ребенку. По результатам клинических наблюдений, после курса лечения препаратом Имудон® число детей с выраженным разрастанием тканей миндалин снижается практически в 3 раза8.

Имудон® активно применяется как в лечении, так и для профилактики хронической формы тонзиллита и других инфекционно-воспалительных заболеваний полости рта и глотки6.

1. Могилинец Е.И. Острый тонзиллит в практике врача-инфекциониста // Экспериментальная и клиническая медицина — 2015 — № 3 — С. 73–78.
2. Orrling A., Karlsson E., Melhus A. et al. Penicillin treatment failure in group A streptococcal tonsillopharyngitis: no genetic difference found between strains isolated from failures and nonfailures // Ann. Otol., Rind., Laryngol. – 2001. – 110 (7). – P.690–5.
3. Пальчун В.Т. Оториноларингология. – Москва «ГЭОТАР-Медиа». – 2014. – 654 с.
4. Плужников. М.С., Лавренова Г.В., Никитин К.А. Ангина и хронический тонзиллит. СПб.: Диалог, 2002. – 152 с.
5. Преображенский, Н. А. Предупреждение ангины / Н.А. Преображенский. – М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2014. – 235 c.
6. Инструкция по медицинскому применению препарата Имудон® таблетки для рассасывания от 02.07.2018.
7. Азнабаева Л.Ф., Арефьева Н.А., Гумерова М.И. Иммунные реакции небных миндалин при хроническом тонзиллите и возможности иммунной реабилитации Имудоном Вестник оториноларингологии, 2012, №6, с.66-69.
8. Гаращенко Т. И., Володарская В. Г. Бактериальные лизаты для местного применения в профилактике и лечении хронического тонзиллита у детей // ВСП. 2006. №5.
Материал разработан при поддержке компании Эбботт в целях повышения осведомленности пациентов о состоянии здоровья.
Информация в материале не заменят консультации здравоохранения. Обратитесь к лечащему врачу. RUS238350 от 05.03.2020. 

Источник