Как читать Давида Самойлова
Содержание статьи
1 июня 2020Литература
Давиду Самойлову — 100 лет! Вспоминаем его стихи и объясняем, почему русские классики XIX века ведут себя в них как советские интеллигенты
Автор Кирилл Корчагин
1. «Плотники…» (1938)
Плотники о плаху притупили топоры.
Им не вешать, им не плакать — сколотили наскоро.
Сшибли кружки с горьким пивом горожане, школяры.
Толки шли в трактире «Перстень короля Гренадского».
Краснорожие солдаты обнимались с девками,
Хохотали над ужимками бродяги-горбуна,
Городские стражи строже потрясали древками,
Чаще чокались, желая мяса и вина.
Облака и башни были выпуклы и грубы.
Будет чем повеселиться палачу и виселице!
Геральдические львы над воротами дули в трубы.
«Три часа осталось жить — экая бессмыслица!»
Он был смел или беспечен: «И в аду не только черти!
На земле пожили — что же! — попадем на небеса!
Уходи, монах, пожалуйста, не говори о смерти,
Если — экая бессмыслица! — осталось три часа!»
Плотники о плаху притупили топоры.
На ярмарочной площади крикнули глашатаи.
Потянулися солдаты, горожане, школяры,
Женщины, подростки и торговцы бородатые.
Дернули колокола. Приказали расступиться.
Голова тяжелая висела, как свинчатка.
Шел палач, закрытый маской, — чтоб не устыдиться,
Чтобы не испачкаться — в кожаных перчатках.
Посмотрите, молодцы! Поглядите, голубицы!
(Коло-тили, коло-тили в телеса колоколов.)
Душегуб голубоглазый, безбородый — и убийца,
Убегавший из-под стражи, сторожей переколов.
Он был смел или беспечен. Поглядел лишь на небо.
И не слышал, что монах ему твердил об ерунде.
«До свиданья, други!
Может быть, и встретимся когда-нибудь:
Будем жариться у черта на одной сковороде!»
В конце тридцатых, перед Второй мировой войной, Давид Кауфман, еще не взявший псевдоним Самойлов, учился в Московском институте философии, литературы и истории — знаменитом ИФЛИ, который был одним из немногих центров интеллектуальной жизни в тогдашней Москве. Это раннее стихотворение, опубликованное в университетской стенгазете, сделало Кауфмана известным среди других студентов. Он познакомился с Павлом Коганом, автором ставшей знаменитой романтической песни «Бригантина», Борисом Слуцким, который посещал ИФЛИ как вольнослушатель (со временем он станет главным собеседником и соперником Самойлова), и другими молодыми поэтами. Это была своего рода репетиция той поэтической славы, которая придет к повзрослевшему Самойлову уже после войны.
Как читать Бориса Слуцкого
Объясняем поэзию Слуцкого на примере пяти стихотворений
В этом стихотворении отразилось все, что волновало молодых московских поэтов в литературе 1920-х — первой половины 1930-х годов. Это и историческая тематика, и обращение к странно звучащему стиху, напоминающему об авангардистах, и влияние революционной романтики. В стихотворении Самойлова чувствуется эхо стихов Эдуарда Багрицкого, одного из самых знаменитых поэтов 30-х, о Тиле Уленшпигеле, легендарном фламандском герое XIV–XVI веков, ставшем символом сопротивления испанскому господству. Советский читатель знал о Тиле из популярного романа Шарля де Костера, написанного в середине XIX века и несколько раз переводившегося на русский Речь идет о романе «Легенда об Уленшпигеле».. Отец Тиля, Клаас, также как и герой этого стихотворения, был сожжен на костре, а фраза «Пепел Клааса стучит в мое сердце», придуманная Костером, была широко известна.
Молодой Самойлов очень условно изображает Европу, но это почти не бросается в глаза благодаря изощренной звуковой технике. В конце 1930-х поэт увлекается Велимиром Хлебниковым и другими авангардистами, уделявшими особое внимание звучанию стиха. Уже первая строка — «Плотники о плаху притупили топоры» — задает перекличку звуков п, р и л, которая прошивает весь текст и создает почти физическое ощущение тяжелой работы. Его поддерживает и хореический размер, напоминающий одновременно и о народной поэзии, и об авангарде. Это сочетание классичности и современности будет характерно для всего творчества поэта.
Как читать Велимира Хлебникова
Объясняем, как найти ключ к текстам поэта, на пяти примерах
2. «Пушкин по радио» (1984)
Возле разбитого вокзала
Нещадно радио орало
Вороньим голосом. Но вдруг,
К нему прислушавшись, я понял,
Что все его слова я помнил.
Читали Пушкина.
Вокруг
Сновали бабы и солдаты,
Шел торг военный, небогатый,
И вшивый клокотал майдан.
Гремели на путях составы.
«Любви, надежды, тихой славы
Недолго тешил нас обман».
Мы это изучали в школе
И строки позабыли вскоре —
Во времена боев и ран.
Броски, атаки, переправы…
«Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман».
С двумя девчонками шальными
Я познакомился. И с ними
Готов был завести роман.
Смеялись юные шалавы…
«Любви, надежды, тихой славы
Недолго тешил нас обман».
Вдали сиял пейзаж вечерний.
На ветлах гнезда в виде терний.
Я обнимал девичий стан.
Ее слова были лукавы.
«Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман».
И вдруг бомбежка. Мессершмитты.
Мы бросились в кювет. Убиты
Фугаской грязный мальчуган
И старец, грозный, величавый.
«Любви, надежды, тихой славы
Недолго тешил нас обман».
Я был живой. Девчонки тоже.
Туманно было, но погоже.
Вокзал взрывался, как вулкан.
И дымы поднялись, курчавы.
«Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман».
Многие поэты, прошедшие Вторую мировую войну, сделали ее основной темой своих стихов. Самойлов, напротив, обращался к ней относительно редко. Несмотря на то что по возрасту поэт принадлежал к так называемому фронтовому поколению, до рубежа 1950–60-х годов он публиковался крайне редко и вошел в литературу уже в другую, мирную эпоху. Однако первым его известным стихотворением стали «Сороковые» (1961), посвященные именно войне.
Давид Самойлов. 1940-е годы © Библиотека имени А. С. Пушкина города Челябинска
Для фронтовых стихов У Самойлова есть еще несколько стихотворений о войне. Условно все эти тексты можно объединить в единый фронтовой цикл, хотя сам поэт так никогда не делал. Самойлова характерно общее настроение: если обычно его поэзия легкая и ироничная, иногда с оттенком грусти, то тут преобладает другая, стоическая интонация. Война меняет человека, не только становясь школой жизни, но и давая своеобразное (хотя и жестокое) эстетическое воспитание, которое помогает понять главное и отбросить второстепенное.
В этом стихотворении, написанном спустя почти сорок лет после войны, Самойлов объясняет, чем для него был фронтовой опыт и как он повлиял и на него самого, и на его поэзию. В послевоенное время он больше не интересуется авангардом — его привлекает легкость пушкинской эпохи. И вот почему. «Пушкин по радио» строится на резком контрасте между классическим стихотворением и реалиями фронта. Пушкинские стихи, которые сначала кажутся просто шумом («…радио орало / Вороньим голосом»), помогают описать ситуацию, в которой оказался герой стихотворения, и мир, в котором он живет, на каком-то другом уровне. Герой словно на практике понимает универсальность пушкинской поэзии: оказывается, что она — обо всем, даже о Второй мировой войне.
3. «Старик Державин» (1962)
Рукоположения в поэты
Мы не знали. И старик Державин
Нас не заметил, не благословил…
В эту пору мы держали
Оборону под деревней Лодвой.
На земле холодной и болотной
С пулеметом я лежал своим.
Это не для самооправданья:
Мы в тот день ходили на заданье
И потом в блиндаж залезли спать.
А старик Державин, думая о смерти,
Ночь не спал и бормотал: «Вот черти!
Некому и лиру передать!»
А ему советовали: «Некому?
Лучше б передали лиру некоему
Малому способному. А эти,
Может, все убиты наповал!»
Но старик Державин воровато
Руки прятал в рукава халата,
Только лиру не передавал.
Он, старик, скучал, пасьянс раскладывал.
Что-то
молча про себя загадывал.
(Все занятье — по его годам!)
По ночам бродил в своей мурмолочке,
Замерзал и бормотал: «Нет, сволочи!
Пусть пылится лучше. Не отдам!»
Был старик Державин льстец и скаред,
И в чинах, но разумом велик.
Знал, что лиры запросто не дарят.
Вот какой Державин был старик!
У Самойлова много стихотворений, посвященных поэтам золотого века — Державину, Тютчеву, Дельвигу. Это всегда психологические портреты, где судьба, жизненные обстоятельства и размышления поэтов прошлого говорят скорее о сегодняшнем дне. Русские классики XIX века в его стихах ведут себя как интеллигенты рубежа 1950–60-х годов, и волнуют их те же вопросы. Самойлов размышляет о непрерывности русской культуры: могут ли поэты, родившиеся в Советском Союзе, считать себя преемниками классической традиции XIX века? Для многих современников Самойлова ответ был неочевиден: старая литература создавалась людьми совсем другого социального статуса. Как советский мальчик из семьи врача может чувствовать себя преемником дворянина Пушкина?
Тем же вопросом часто задавались авангардисты и настаивали на том, что после революции советская литература началась с чистого листа. Разочаровавшийся в авангарде Самойлов думает иначе. Да, его опыт и опыт современников Пушкина разный, но это не так важно: важен диалог с пушкинской традицией, стремление понять ее и применить к современности, даже несмотря на то что прямая линия наследования прервалась. Старика Державина, который мог бы благословить молодых поэтов, нет, но его роль берет на себя сама история ХХ века.
ВИДЕО!
Андрей Немзер о стихах Давида Самойлова
Как Самойлов проклинал свой век и получал за это Государственную премию
4. «Из детства» (1956)
Я — маленький, горло в ангине.
За окнами падает снег.
И папа поет мне: «Как ныне
Сбирается вещий Олег…»
Я слушаю песню и плачу,
Рыданье в подушке душу,
И слезы постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.
Осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной.
И плачу над бренностью мира
Я, маленький, глупый, больной.
Стихи Самойлова часто посвящены ушедшему, невозвратимому времени и попытке понять, что было утеряно и почему то, что казалось частью повседневности, так тяжело терять. В этом стихотворении детство изображено как начало мира, в которое невозможно вернуться: остатки реальности 20-х были уничтожены войной, а память о них смутна. Герой этого автобиографического стихотворения — ребенок, который, слушая отцовскую песню, понимает: мир непостоянен и всему приходит конец. Цитата из Пушкина, которую мы видим в начале стихотворения, составляет его смысловой центр. Это вообще характерно для поэзии Самойлова: он часто использует Пушкина, чтобы объяснить важнейшие моменты как собственной жизни, так и всей русской истории, в том числе истории ХХ века с ее войнами и революциями.
Давид Самойлов с родителями. 1927 годe-reading-lib.com
В «Памятных записках» Самойлов пишет об этом стихотворении: «Интересное свойство памяти. Когда мы вспоминаем целый период жизни, мы, в сущности, не помним всего протяжения времени, а лишь детали, узоры на бесконечном сером полотне. Эти детали и соединяются в один день, который для нас — картина того или иного времени. А нахватаны частности из разных дней. Память художественна. Помним день, а кажется, что помним время». Это ключ к использованной здесь поэтической технике и ко многим другим стихам: поэт выбирает разные приметы и факты, помогающие создать объемный образ, не боясь неточности. И этому он учится у поэзии первой половины XIX века.
5. «Свободный стих» (1973)
В третьем тысячелетье
Автор повести
О позднем Предхиросимье
Позволит себе для спрессовки сюжета
Небольшие сдвиги во времени —
Лет на сто или на двести.
В его повести
Пушкин
Поедет во дворец
В серебристом автомобиле
С крепостным шофером Савельичем.
За креслом Петра Великого
Будет стоять
Седой арап Ганнибал —
Негатив постаревшего Пушкина.
Царь в лиловом кафтане
С брызнувшим из рукава
Голландским кружевом
Примет поэта, чтобы дать направление
Образу бунтовщика Пугачева.
Он предложит Пушкину
Виски с содовой,
И тот не откажется,
Несмотря на покашливание
Старого эфиопа.
— Что же ты, мин херц? —
Скажет царь,
Пяля рыжий зрачок
И подергивая левой щекой.
— Вот мое последнее творение,
Государь, —
И Пушкин протянет Петру
Стихи, начинающиеся словами
«На берегу пустынных волн…»
Скажет царь,
Пробежав
начало:
— Пишешь недурно,
Ведешь себя дурно. —
И, снова прицелив в поэта рыжий зрачок,
Добавит: — Ужо тебе!..
Он отпустит Пушкина жестом,
И тот, курчавясь, выскочит из кабинета
И легко пролетит
По паркетам смежного зала,
Чуть кивнувши Дантесу,
Дежурному офицеру.
— Шаркуны, ваше величество, —
Гортанно произнесет эфиоп
Вслед белокурому внуку
И вдруг улыбнется,
Показывая крепкие зубы
Цвета слоновой кости.
Читатели третьего тысячелетия
Откроют повесть
С тем же отрешенным вниманием,
С каким мы
Рассматриваем евангельские сюжеты
Мастеров Возрождения,
Где за плечами гладковолосых мадонн
В итальянских окнах
Открываются тосканские рощи,
А святой Иосиф
Придерживает стареющей рукой
Вечереющие складки флорентинского плаща.
Самойлов сложно относился к свободному стиху Свободный стих, верлибр (от франц. vers libre) — стих, лишенный рифмы и метра и сохраняющий лишь один признак, отличающий стихи от прозы, — заданное членение на строки. (и к авторам, которые разрабатывали его на русской почве, прежде всего к Владимиру Буричу, о чьих стихах он писал эпиграммы), но периодически использовал его: произведения с заголовком «Свободный стих» можно рассматривать как отдельный цикл. В каждом из них поэт колебался между приятием и критикой новой формы, входившей в моду в 60–70-е у советских поэтов, обнаруживших, что большая часть зарубежной поэзии теперь пишется свободным стихом.
Давид Самойлов читает свои стихи на поэтическом вечере в универсальном спортивном зале «Дружба». 1983 год © Борис Кавашкин, Владимир Савостьянов / ТАСС
Из-за многочисленных анахронизмов стихотворение кажется шутливым, но если посмотреть внимательнее, становится понятно, что «автор повести о позднем Предхиросимье» это во многом сам Самойлов. Для этого автора из будущего персонажи пушкинского времени и текстов условны, он путает их, и это такой же прием, как и то, что современники Пушкина у Самойлова думают и рассуждают как люди 1950–60-х годов. Эти ошибки не мешают чувствовать связь с той эпохой: «автор повести о позднем Предхиросимье» улавливает дух времени, который важнее конкретных примет.
В дневниковой записи 1934 года Давид Кауфман пишет, что история «похожа на ленту веков, которая наматывается на исходный пункт, т. е. появление человека». История для него — спираль. События повторяются снова и снова, хотя декорации и приметы времени меняются. Поэтому пушкинская эпоха важна и для поэта-фронтовика, и для поэта будущего: несмотря на неправильно понятые детали, каждый из них может уловить ее дух и благодаря этому найдет собственное место в мире.
В стихотворении «Свободный стих» угадываются мотивы, которые в 1980-е годы прозвучат у поэтов-метареалистов (например, в стихотворении Алексея Парщикова «Деньги»): смешение разных времен и реалий, одновременная любовь к старинным и современным вещам, ирония, не отменяющая серьезности высказывания.
Что такое метареализм?
Объясняем на примере стихов Алексея Парщикова, Ивана Жданова и других поэтов
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Архив
Источник
Запись на стене
Мне выпало счастье быть русским поэтом,
мне выпала честь прикасаться к победам.
Мне выпало горе родиться в двадцатом,
в проклятом году и в столетье проклятом…
1 июня 1920 года в Москве, в семье врача, родился Давид Самойлов. В своей автобиографии поэт с известной долей юмора писал: «Я родился в год Льва под созвездием Близнецов и даже под известным влиянием Юпитера. В моем гороскопе не хватало лишь Козерога, чтобы я стал общественным деятелем или реформатором пожарного дела в России. Тут сыграло, впрочем, роль и еще одно обстоятельство. С младенчества я был прозван Дезиком, а поскольку с таким именем не бывает генералов, президентов и великих путешественников, а бывают только скрипачи, вундеркинды и поэты, я избрал последнее, как не требующее труда и больших знаний».
Выбор Самойлова был неслучаен. Любовь к великим поэтам прошлого ему прививали едва ли не с пеленок. Вот как об этом вспоминал он сам:
Я — маленький, горло в ангине.
За окнами падает снег.
И папа поет мне: «Как ныне
Сбирается вещий Олег… «
Я слушаю песню и плачу,
Рыданье в подушке душу,
И слезы постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.
Осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной.
И плачу над бренностью мира
Я, маленький, глупый, больной.
К окончанию школы Самойлов знал однотомник Пастернака наизусть, а в его тетради уже были десятки стихов, написанных в подражание поэтам серебряного века. С 14 лет вел дневник, в котором очень искренне писал о книгах, новых знакомых. Вот несколько строчек из дневника 14-летнего поэта, которые приводит «Новая газета»: «Хреновое настроение. Не знаю, что делать. С какой стати сказал я ей, что люблю ее, когда не был в этом уверен?.. Я подлый эгоист. Мелкий честолюбец. Хотел видеть ее у своих ног, не любя, только потому, что ее любят многие. И я мог находить в этом удовольствие»
В 1938 году Давид Самойлов поступил в Московский институт философии, литературы и искусства (МИФЛИ), где оказался в окружении единомышленников.
«Мне повезло в товарищах и учителях, — писал он в дневнике. — Друзьями моей поэтической юности были Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Глазков, Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий».
Этих поэтов вскоре стали называть представителями поэзии «военного поколения». Самойлов, словно заглядывая вперед, посвятил им провидческое стихотворение «Пятеро»:
Жили пятеро поэтов
В предвоенную весну,
Неизвестных, незапетых,
Сочинявших про войну…
Первое стихотворение Самойлова появилось в печати благодаря его педагогу Илье Сельвинскому. Стихотворение “Охота на мамонта”, подписанное Давидом Кауфманом, появилась в журнале “Октябрь” в 1941 году, в этом же году началась Великая Отечественная война.
Самойлов хотел уйти на фронт еще в начале финской войны, но не смог по состоянию здоровья. В начале Великой Отечественной его направили на трудовой фронт – рыть окопы под Вязьмой. Через несколько месяцев поэт заболел и переехал в Самарканд, однако в эвакуации пробыл недолго: в 42-ом окончил военно-пехотное училище и отправился на Волховский фронт под Тихвин.
Военные годы стали периодом становления личности поэта. Он вспоминал, что война ускорила его развитие лет на двадцать, а опыт поэтический оставался прежним. «Главное, что открыла мне война, – это ощущение народа», — вспоминал поэт.
Ощущение это было сильным еще и потому, что в 1943 году жизнь ему спас друг, алтайский крестьянин Семен Андреевич Косов, которому было посвящено одноименно стихотворение:
…. Семен Андреич! Алтайский пахарь!
Счастлив ли ты? Здоровый? Живой ли?
Помнишь, как ты разорвал рубаху
И руку мне перетянул до боли!
Помнишь? Была побита пехота,
И мы были двое у пулемета.
И ты сказал, по-обычному просто,
Ленту новую заложив:
— Ступай. Ты ранен. (Вот нынче мороз-то!)
А я останусь, покуда жив.
После госпиталя Давид Самойлов вновь отправился на фронт и до конца войны оставался разведчиком. Прошел пол-Европы, победу встретил в Берлине.
Самойлов был автором знаменитой поэтической сатиры на Гитлера. В гарнизонной газете писал под псевдонимом Семен Шило стихотворения про удачливого солдата Фому Смыслова.
В целом же в годы войны Самойлов писал мало — считал необходимым, чтобы впечатления жизни «отстоялись» в его душе, прежде чем воплотиться на бумаге. Лишь в 1958-м вышел его первый сборник “Ближние страны”, суммировавший итог былого в восприятии поэта. Лирическими героями книги были фронтовик (Семен Андреич, Жаль мне тех, кто умирает дома… и др.) и ребенок (Цирк, Золушка, Сказка и др.).
Гибель друзей-поэтов, «что в сорок первом шли в солдаты», Самойлов ощущал как самое большое горе. «Визитной карточкой» поколения сороковых стало одно из самых известных стихотворений Самойлова «Сороковые, роковые» (1961).
Если вычеркнуть войну,
Что останется — не густо.
Небогатое искусство
Бередить свою вину.
Что еще? Самообман,
Позже ставший формой страха.
Мудрость — что своя рубаха
Ближе к телу. И туман…
Нет, не вычеркнуть войну.
Ведь она для поколенья —
Что-то вроде искупленья
За себя и за страну.
Простота ее начал,
Быт жестокий и спартанский,
Словно доблестью гражданской,
Нас невольно отмечал.
Если спросят нас юнцы,
Как вы жили, чем вы жили?
Мы помалкиваем или
Кажем шрамы и рубцы.
Словно может нас спасти
От упреков и досады
Правота одной десятой,
Низость прочих девяти.
Ведь из наших сорока
Было лишь четыре года,
Где нежданная свобода
Нам, как смерть, была сладка.
«Радость общения — влюблённость. Радость отношений — любовь. Я влюблён почти всегда, и почти никогда — люблю», — писал в своем дневнике Давид Самойлов. Ему приписывали роман с самыми известными женщинами своего времени, в том числе с дочерью Иосифа Сталина — Светланой Аллилуевой.
Первой женой Самойлова была одна из первых красавиц Москвы — Фогельсон Ольга Лазаревна. В их семье родился сын Александр, будущий писатель и издатель. Однако через некоторое время после его рождения супруги, неизменно ценившие друг друга, развелись. Они остались большими друзьями до конца жизни.
Второй женой поэта стала не менее красивая женщина — Галина Ивановна Медведева. Когда Самойлов и Медведева оформляли брак, их трехлетнюю дочь Варю спрятали в толпе друзей, чтобы не вызывать вопросов у чиновников. Однако в самый ответственный момент Варя вырвалась и с криком «Папочка, мамочка» бросилась к родителям. Служительница ЗАГСа с ужасом спросила: «Кто это?». Все молчали, пока приятель жениха не ответил: «Это их будущий ребенок», пишет peoples.ru.
В 1967 году Самойлов поселился в деревне Опалиха близ Москвы. Несмотря на болезнь глаз, круг его занятий был так же широк, как и круг его друзей. Поэт много переводил стихи армянских, испанских, немецких и эстонских поэтов, участвовал в создании спектаклей в Театре на Таганке, писал песни для театра и кино.
В 1974 году был опубликован сборник «Волна и камень», названный критиками «самой пушкинской» книгой Самойлова. К великому поэту Самойлов относился как к явлению духовной культуры русского народа. В своей книге Давид Самойлович писал:
Пусть нас увидят без возни,
Без козней, розни и надсады,
Тогда и скажется: «Они
Из поздней пушкинской плеяды».
Я нас возвысить не хочу.
Мы — послушники ясновидца…
Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу.
В 1976 году Давид Самойлов переехал в эстонский приморский город Пярну, который очень любил. Здесь, по словам друзей, поэту было легче и спокойнее жить и работать. Приехав как-то в Москву, Самойлов заявил друзьям: «Целуйте меня: я экологически чист».
Впечатления от Эстонии отразились в стихах Самойлова, составивших сборники «Улица Тооминга», «Линии руки», а также в его письмах друзьям. Одно из последних к Лидии Корнеевне Чуковской датировано 14 февраля 1990 года. Строчки из него приводит канал «Культура»: «У эстонцев есть свой простой национальный план – отделиться. В России такого плана нет. По существу идет извечный спор славянофилов с западниками. Но славянофилы и западники уже не те, что в XIX веке. Из славянофилов получились хулиганы, а из западников люди моды». Ирония, горькая…».
Давид Самойлов умер в армейский праздник в Пярну 23 февраля 1990 года. В этот день он вел вечер памяти Пастернака. Выйдя за кулисы, он сказал последние слова: «Все хорошо, все в порядке».
Источник