Использование художественного материала сангины в детском творчестве. консультация по рисованию (старшая группа) на тему
Содержание статьи
Использование художественного материала сангины в детском творчестве. консультация по рисованию (старшая группа) на тему
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова
(Дошкольное отделение № 5 — детский сад № 1892)
Художественный материал САНГИНА.
Педагог-организатор
Качалова Татьяна Анатольевна
Художественный материал САНГИНА.
САНГИНА (франц. sanguine, от лат. sanguinelis — кроваво-красный) — сухой материал для рисования в виде палочек — карандашей (без деревянной оправы с круглой или квадратным сечением длиной около 7 см.), дающих матовый красно-коричневый тон.
Сангина бывает различных оттенков. В продаже, как правило, она имеется следующих цветов: красноватого, характерного для окиси железа, каштанового, сепии и охры. Она напоминает пастель коричневого тона.
Приготовляется сангина из глины, окислов железа и связующих веществ. При производстве палочек сангины эти вещества сначала растирают в порошок, затем добавляют воду и немного клея. Полученную пасту помещают в специальные формы. Палочка считается готовой, когда паста полностью высыхает. В серийном производстве применяют также прессование и лёгкую выварку.
Материал очень красивый, дающий богатые выразительные возможности использования линий, штрихов, пятен.
Рисуют сангиной на шероховатой бумаге, картоне, холсте, используя разнообразные приёмы: линии и штрихи различной толщины, длины, направленности, растушёвку, позволяющую создавать красочные пятна.
Натуральным кроваво-красным минералом рисовали ещё в пещерах палеолита. В эпоху Возрождения сангиной, которую называли красным мелом, выполняли детально разработанные рисунки такие мастера, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. В рисунках Рембрандта, выполненных сангиной, с помощью линий и штриха передаётся не только объём, но и фактура.
Красивые рисунки сангиной получаются на тонированном фоне и когда к основному материалу добавляют уголь и мел. Особенно это удавалось П. Рубенсу и А. Ватто.
В русском изобразительном искусстве мастерски сангиной работали художники А. Лосенко, А. Иванов, К. Брюллов, О. Кипренский, В. Серов и многие другие. Интерес к работе сангиной сохраняется и в наши дни.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САНГИНЫ В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Развитие детского творчества в любом виде художественной деятельности, в том числе изобразительной, связано, прежде всего, с овладением способами этой деятельности. Самостоятельно дети, как правило, этого сделать не могут. Показать их — задача взрослого. Чтобы дети научились достаточно свободно изображать любые заинтересовавшие их предметы и явления в рисунке, лепке, аппликации, их необходимо познакомить с разными приёмами рисования, изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, фломастеры, кисти: мягкие круглые, плоские, клеевые; сангина, угольный и простой (графитный) карандаш и т.д.).
Начиная со старшей группы, детей учат рисовать сангиной.
Использовать сангину хорошо при комбинированной технике: для изображения кустов, деревьев, человека, животных на уже заранее подготовленном фоне. Например, в пейзажной живописе, сначала на первом занятие дошкольники акварелью рисуют прозрачное живописное небо и землю, а на втором занятие изображают сангиной кусты, деревья.
(фото 2. Рисунок Ксении, 5 лет. Зимний пейзаж, акварель, гуашь, сангина.)
Палочками сангины хорошо рисовать крупные формы: деревья, дома и т. д. — благодаря широкой фактурной линии, которые даёт сангина, изображения, получаются выразительными и приятного коричневого тона.
Для рисунка сангиной листы бумаги следует готовить чуть большего размера, чем для рисования карандашами.
Сангина очень хрупкая и пачкает бумагу, поэтому необходимо учить детей рисовать аккуратно, держа палочку за бумажную обёртку тремя пальцами — указательным, большим и средним. При создании рисунка нужно двигаться от левой части листа к правой, тогда рисующая рука не будет тереть уже изображённое и не испачкает рисунок. При рисовании деталей штрих выполняется одним концом палочки, тогда как другой остаётся направленным к центру ладони. А при нанесении штриха боковой гранью кусочка палочки его держат за боковые стороны. Палочкой с квадратным сечением можно наносить тонкие штрихи одним из её рёбер.
Выполняя работу палочкой сангины ребёнку надо держать её в руках очень осторожно, следя за тем, чтобы она не упала или не ударилась обо что-либо. А на время, пока он палочкой не пользуется, положить её в коробочку.
Работая с сыпучим материалом, необходимо знать, что любое прикосновение может испортить рисунок. Поэтому, завершив работу, её следует закрепить с помощью фиксатива или лака (для волос). Делать это нужно в хорошо проветриваемом помещении и лучше при открытых окнах в отсутствии детей.
Обработка фиксативом представляет лишь первый шаг по сохранению работы, выполненной сангиной. Её необходимо защитить калькой или тонкой бумагой и положить в папку.
Литература
1. Как рисовать углём, сангиной, и мелом. — М.: АСТ: Астрель, К 16 2005.
2. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
3. ru.wikipedia.org›Сангина.
Источник
Рисование сангиной и углём с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения. статья по рисованию на тему
Рисование сангиной и углём.
Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения в нашем детском саду происходит во всех учебных процессах, при проведении наблюдений в природе и за окружающим миром, в условиях разнообразной продуктивной и игровой деятельности.
Но обедненное, искаженное восприятие окружающего мира приводит к тому, что чувственный опыт слабовидящего ребенка существенно отличается от опыта однолетки с нормальным зрением. Поэтому мы стремимся расширить чувственный опыт ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из своих детей, корректируем его эмоционально-волевую сферу через организацию совместной деятельности.
Увлеченность общим делом способствует общему развитию детей с нарушением зрения. Большую помощь в этом оказывает изобразительная деятельность.
Она является интересным видом деятельности дошкольников, позволяет отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить в рисунке свое отношение к ним. Для детей с нарушением зрения, важно, что через творчество они могут передать свое понимание образов окружающей действительности.
В процессе деятельности задействованы руки детей, это способствует сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука «познает», а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления.
В свою работу с детьми я часто включаю нетрадиционные технологии изодеятельности. Именно они создают атмосферу непринужденности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности, развивают
творческие способности. Занятия с использованием нетрадиционных
методов изодеятельности развивают логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство света, координацию глаза и руки, способствуют развитию трудовых навыков. Такая творческая работа побуждает ребенка создать понятый им образ или сюжет. Таким образом, решается одна из основных задач коррекционной работы: развитие зрительного восприятия дошкольников.
Также происходит формирование познавательного интереса к изодеятельности путем использования различных изобразительных материалов, обозначения их свойств, качеств того или иного материала, способов действия с ним. Кроме того во время практических действий ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация занятий стимулирует активность детей.
Доступность использования нетрадиционных технологий так же определяется возрастными особенностями детей. Начинаю работу в этом направлении с более доступных технологий изодеятельности, постепенно усложняя их.
В своей работе я использую следующие нетрадиционные технологии изодеятельности:
> Пальцевая живопись (рисование ладошкой, пальцами, кулачком).
> Рисование сангиной и углём.
> Рисование клеевой полусухой кистью.
> Рисование с помощью свечи (мыла, клея).
•> Рисование по сырой бумаге.
> Рисование печатками.
> Кляксография.
> Монотипия.
> Рисование точками (ватной палочкой по контуру).
> Рисование простым карандашом и ластиком.
> Разрисовывание камешков.
> Дорисовка сюжета к наклеенным персонажам из открыток.
Несомненно, рисовальное искусство обладает многообразием техник. Я хочу поделиться опытом работы по обучению детей рисованием сангиной и углём. Работа углем, сангиной относится к «сухой» технике. Здесь в основном преобладает линейный штриховой рисунок.
Угольный карандаш «ретушь» выглядит, как обыкновенный черный (цветной) карандаш. Он позволяет получить более широкую линию матового бархатистого черного цвета. Особенно выразительно выглядят нарисованные им деревья, покрытые инеем. При изображении березы для нанесения черных пятен на стволе также лучше использовать не черную гуашь, а угольный карандаш. Нанесенные им на высохшую белую краску ствола штрихи выглядят более естественно и выразительно, так как карандаш ложится неровно, с просветами, что больше соответствует фактуре березовой коры, чем сплошные черные пятна при рисовании красной. Угольный карандаш хрупок, поэтому учу детей рисовать им легко, без сильного нажима.
Сангина — короткие палочки-карандаши, завернутые в бумажку. Они бывают разнообразных оттенков коричневого цвета. Особенно выразительно сангиной, как и угольным карандашом, получаются изображения деревьев.
Сангина хорошо передает также шершавую поверхность древесной коры. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной ширины (утолщение ствола, тонкость веток), действовать с ними свободнее, чем с обычными цветными карандашами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов.
Ввожу работу с этими материалами когда детьми уже освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.
С самого начала введения новых материалов учу детей правильно пользоваться ими, подчеркивая их отличие от уже знакомых. Карандаш «ретушь», как и цветные карандаши, не нужно остро затачивать.
Опыт обучения рисованию угольным карандашом и сангиной свидетельствует о том, что когда эти материалы даются детям впервые, то и после объяснения и показа способа работы некоторые дети все же используют способы действия цветными карандашами, усвоенные ранее: пытаются закрасить рисунок так же, как цветным карандашом, путем близкого проведения штрихов. При этом сангина ссыпается, а просветы остаются.
Нередко дети переносят на новый материал и закрепившиеся отрицательные навыки пользования карандашом. Так, несмотря на то, что дети знают возможности получения широкой жирной линии и при легком касании бумаги угольным карандашом и сангиной, они берут их очень низко, сильно сжимают пальцами, производят сильный нажим на бумагу,
отчего карандаш и сангина ломаются. Некоторые, не усвоив особенности новых материалов, при последующем рисовании размазывают их на рисунке рукой. Для того чтобы этого не происходило, даю детям небольшой листок бумаги или бумажную салфетку, которыми прикрывается нарисованная часть, и рекомендую придерживать рисунок рукой, кладя ее на салфетку.
Постепенно дети усваивают способы работы угольным карандашом и сангиной, и их рисунки становятся более интересными, выразительными. При этом хорошее владение техникой работы уже знакомыми материалами (кисть, карандаш) оказывает положительное влияние на овладение новыми материалами.
Источник
Над статьей доктора Александрова Павла Андреевича работали литературный редактор Маргарита Тихонова, научный редактор Сергей Федосов
Дата публикации 5 октября 2018Обновлено 26 апреля 2021
Определение болезни. Причины заболевания
Ангина (от латинского «angile» — давить, сжимать) — острое инфекционное заболевание, вызываемое исключительно бета-гемолитическим стрептококком группы А, который поражает лимфоидный аппарат глотки. Клинически характеризуется синдромом общей инфекционной интоксикации, острым тонзиллитом и углочелюстным лимфаденитом.
Этиология (причина ангины)
Царство — бактерии
Род — стрептококки
Впервые стрептококк был обнаружен т. Бильротом в 1874 году.
Стрептококки являются неподвижными грамположительными бактериями. Они располагаются парами, цепочками. Их таксономическое деление основано на различиях строения А-липополисахарида (обеспечивает сродство к соединительной ткани).
Строение стрептококка:
- Протеины клеточной стенки:
- М — подавляет фагоцитоз, имеет сродство к соединительной ткани сердца;
- Т — фактор типоспецифичности;
- R — нуклеопротеид;
- Протеиназа — вызывает набухание соединительной ткани сердца;
- Стрептокиназа — участвует в переводе плазмина в плазминоген, т. е. вызывает фибринолиз
- Липотейхоевая кислота — обладает сродством к эпителию лимфоидного аппарата глотки, обеспечивает фиксацию стрептококка, т. е. является рецептором;
- Гиалуроновая кислота — входит в состав капсулы, препятствует фагоцитозу возбудителя и расщепляет гликозаминогликаны;
- Стрептолизины:
- S (гемолиз эритроцитов, иммуносупрессия);
- О (кардиотоксичен — воздействует на митохондрии, блокирует тканевое дыхание в сердечной мышце и нарушает проведение сердечных импульсов);
- Эритрогенный экзотоксин — т. н. токсин Дика, вызывающий типичные проявления скарлатины, а в совокупности с другими факторами патогенности поражает капилляры, вызывая точечную сыпь. Первичная инфекция, как правило, протекает по типу скарлатины, а все повторные заражения — по типу ангины, так как к токсину Дика вырабатывается иммунитет. Однако следует помнить, что проявления жизни на Земле весьма обширны и многообразны, и не всегда подчиняются правилам — иногда скарлатина не проявляется, например, при субклинической форме, когда первичное заболевание протекает скрыто, а иммунитет к токсину формируется, или конкретный штамм стрептококка является нетоксигенным, т. е. не вырабатывает токсин, и первая встреча с возбудителем будет типичной ангиной. Также возможна повторная скарлатина, вызванная различными антигенными вариантами стрептококка).
При реакции организма на разные типы стрептококков выделяют однородный иммунитет (стойкий полииммунитет), который защищает от заражения, а также моноиммунитет (обусловленный бактериальными типоспецифичными М-антигенами), который не предохраняет от заболевания другими типами.
Возбудитель чувствителен к высыханию, погибает при нагревании до 60°C за 30 минут, высокочувствителен к антибиотикам пенициллинового и цефалоспоринового рядов. Стрептококки размножаются на кровяном агаре (вызывают гемолиз эритроцитов), могут расти в молочных продуктах, мясном фарше и салатах.[2][3][4]
Эпидемиология
Антропоноз. Источник инфекции — больные ангиной, скарлатиной и другими формами стрептококковой инфекции (бета-гемолитический стрептококк группы А) и носители стрептококка.
Механизм передачи: аэрозольный (путь передачи воздушно-капельный), возможен алиментарный (связанный с неполноценным питанием) и контактный пути передачи, особенно у детей раннего возраста.
Восприимчивость к инфекции высокая, сезонность осенне-зимняя. Значительную роль в распространении заболевания имеет повышенная скученность населения.[1][3][5]
Факторы риска
Чаще всего ангиной заболевают:
- дети от 5 до 15 лет;
- родители ребёнка школьного возраста;
- взрослые, часто контактирующие с детьми.
При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!
Симптомы ангины
Инкубационный период — до 2-х суток. Начало острое.
Синдромы:
- общей инфекционной интоксикации;
- тонзиллита (острый, гнойный);
- углочелюстного лимфаденита.
Повышение температуры, озноб и общая утомляемость
Первые признаки ангины — повышение температуры тела до 38-40°C, озноб, слабость и потливость. Лихорадка постоянного типа. ЧСС соответствует температуре тела. Кожа лица гиперемирована, глаза блестят.
Головные боли и ломота в мышцах
При ангине появляется головная боль (тупая, без чёткой локализации) и выраженная ломота в мышцах и суставах.
Боли в горле
В первые сутки заболевания боли в горле проявляются при глотании, затем переходят в постоянное проявление и могут отдавать в ухо.
Увеличение и болезненность лимфатических узлов
Увеличиваются углочелюстные лимфоузлы, становятся очень болезненными, плотноэластической консистенции, не спаяны между собой и окружающими тканями.
Очень характерными являются данные, получаемые при фарингоскопии:
- открывание рта свободное;
- нёбные дужки, язычок, миндалины и мягкое нёбо в первые дни ярко гиперемированы.
Основные проявления тонзиллитов
Увеличение и покраснение миндалин. Миндалины отёчные, красного цвета («сочные»), что соответствует катаральному тонзиллиту. Обычно эту стадию заболевания не распознают (не успевают) и яркая визуализация наступает на вторые сутки заболевания, когда в ткани миндалин образуются фолликулы белого цвета, размерами 2-3 мм, возвышающиеся над поверхностью ткани миндалин — развивается фолликулярный тонзиллит.
С третьего дня в лакунах появляется отделяемое жёлто-белого цвета (гной) — фолликулярно-лакунарный тонзиллит.
Как выглядит горло при ангине:
Далее при тяжёлых формах возникает некротический тонзиллит: тёмно-серый цвет миндалин, после отторжения гнойно-некротических масс остаются дефекты ткани.
Необходимо помнить, что гнойный налёт при ангине не распространяется за пределы миндалин, легко снимается, не тонет в воде — появление каких-либо других вариантов течения является поводом для сомнения в диагнозе.[2][3][5][6]
Флегмонозный тонзиллит
Флегмонозный тонзиллит — наиболее тяжёлая форма ангины. Характеризуется развитием в ткани миндалин чаще одностороннего гнойного очага без чётких границ. Резко усиливается интоксикация, возникает выраженная болезненность на стороне поражения и отёк, становится сложно открыть рот. Заболевание требует срочного хирургического лечения.
Язвенно-плёнчатая форма тонзиллита
При язвенно-плёнчатой форме ангины возникают изъязвления на поверхности ткани миндалин, сильная болезненность и налёт, который легко снимается шпателем.
Как протекает вирусная и герпесная ангина
«Вирусные ангины» не имеют ничего общего с классической стрептококковой ангиной. Они являются лишь отдельными синдромами при вирусных заболеваниях: аденовирусной, цитомегаловирусной и энтеровирусной (герпангина) инфекции и множестве других. Термин «ангина» применим только к заболеваниям, вызванным бета-гемолитическим стрептококком группы А. Все остальные воспаления ткани миндалины следует называть острым или хроническим тонзиллитом.
По этой причине выделять герпетическую ангину, ангину при дифтерии, гриппе, скарлатине и инфекционном мононуклеозе некорректно.
Как протекает ангина у детей
У детей симптомы ангины более выражены, чем у взрослых. Сильнее интоксикация, ребёнок вялый, отказывается от еды, возможны боли в животе, сильные головные боли, тошнота и рвота.
При каких симптомах ангины стоит бить тревогу
Когда обратиться к врачу:
- при подъёме температуры свыше 37,5 °C;
- сильной и мучительной боли в горле;
- выраженной интоксикации;
- болезненности углочелюстных лимфатических узлов.
Патогенез ангины
Ворота инфекции — лимфоидные образования кольца Пирогова — Лангханса. Происходит проникновение в них стрептококков, воспалительная реакция и дальнейшее распространение возбудителя, его токсинов и продуктов распада бактерий и клеток организма по лимфатическим путям в углочелюстные лимфоузлы (углочелюстной лимфаденит).
При благоприятном течении этим процесс ограничивается. При барьерной недостаточности стрептококки проникают в околоминдаликовую клетчатку (паратонзиллит, паратонзиллярный абсцесс), вызывают токсическое поражение всего организма. При проходе через слуховую трубу в среднее ухо возбудитель способен вызвать развитие отита и синусита. Достаточно редко при выраженном иммунодефиците развивается сепсис.
В ответ на проникновение бактериальных антигенов в организме больного образуются антитела, которые при взаимодействии с антигенами образуют циркулирующие иммунные комплексы антиген-антитело (АГ-АТ). В норме они разрушаются путём фагоцитоза, комплементом и не вызывают иммунопатологических реакций. Однако бывают ситуации, когда механизмы элиминации не срабатывают.
Иммунные комплексы оседают на базальной мембране сосудов (почек) и разрушают её. Далее происходит разрушение подлежащей соединительной ткани. Условиями для этого являются:
- большое количество образующихся иммунных комплексов (при сильном иммунитете, например, у подростков до 17 лет);
- массивная антигенемия (при несвоевременном лечении, высокой вирулентности возбудителя);
- частые повторные заболевания (2 года после перенесенной ангины — это период повышенного риска).
Иммунитет развивается с третьего дня: макрофаги подготавливают антигены, образуется суперантиген, и лишь затем передают его Т- и В-лимфоцитам, вырабатывающим специфические антитела.[1][3][4]
Классификация и стадии развития ангины
По степени тяжести ангина бывает:
- лёгкой;
- среднетяжёлой;
- тяжёлой.
По клинической форме:
- первичная — возникшая впервые или не раньше двух лет после ангины, перенесённой ранее);
- повторная — результат реинфицирования людей с повышенной восприимчивостью в течении двух лет от первичной ангины.
По характеру воспаления миндалин:
- катаральная ангина — покраснение и отёк миндалин;
- фолликулярная ангина — фолликулы белого цвета в ткани миндалин;
- лакунарная ангина — гнойное отделяемое из лакун миндалин;
- некротическая ангина — некроз ткани миндалин;
- гнойно-некротическая ангина — некроз и гнойное расплавление ткани миндалин.
По локализации:
- ангина язычной миндалины;
- ангина гортанных валиков;
- ангина нёбных миндалин;
- комбинированная ангина.[3][4]
Осложнения ангины
Осложнения ангины включают пара и метатонзиллярные процессы.
В острый период могут возникнуть:
- паратонзиллит, паратонзиллярный абсцесс (усиление лихорадки, односторонний характер болей, гиперсаливация, болезненность при открывании рта, асимметрия язычка, односторонний отёк, выраженная гиперемия мягкого нёба);
- инфекционно-токсический миокардит (боли в сердце, перебои в его работе, изменение размеров сердца, появление шумов, одышка, повышение ЛДГ на 1-2 нормы);
- синусит (воспаление придаточных пазух носа);
- медиастенит (воспаление органов средостения — появление боли за грудиной, одышка);
- заглоточный абсцесс (нагноение лимфатических узлов и клетчатки заглоточного пространства — затруднение глотания, одышка, усиление инотоксикации);
- сепсис (полиорганное заражение, циркуляция возбудителя в крови).
В период выздоровления:
- ревматическая лихорадка (боли в суставах, поражение сердца, почек);
- инфекционно-токсический миокардит (чаще при первичной форме — перебои в работе сердца, боли, одышка);
- полиартрит (боли в различных группах суставов);
- гломерулонефрит (возникает на 8-9 дни болезни — боли в области поясницы, новая волна лихорадки, изменения в анализах мочи);
- холецистохолангит (выраженные боли в области правого подреберья, потемнение мочи, пожелтение кожи, тошнота, рвота).[1][2]
Диагностика ангины
Подготовка к посещению врача
При повышении температуры свыше 37,5 °С, сильной и мучительной боли в горле, болезненности углочелюстных лимфатических узлов и выраженной интоксикации нужно как можно скорее посетить терапевта. Специальная подготовка для этого не требуется.
Лабораторная диагностика
К методам лабораторной диагностики относятся:
- клинический анализ крови (нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, повышение СОЭ);
- общий анализ мочи (мочевой синдром при осложнениях);
- ЭКГ (выполняется в день поступления и при выписке, могут быть признаки гипоксии, нарушения проводимости);
- бактериальный посев с миндалин (мазок) на бета-гемолитический стрептококк (и дифтерию);
- биохимия крови (АСЛО, РФ, СРБ).[3][4]
Дифференциальная диагностика
Боли в горле и повышение температуры тела являются достаточно частыми симптомами множества заболеваний, поэтому вопросы отличия ангины от других патологий являются основополагающими в практике любого врача:
- дифтерия зева (подострое начало заболевания, ломота и боли в мышцах отсутствуют или незначительны, при выраженности визуального воспалительного процесса миндалин незначительная боль в горле, синюшный характер гиперемии, налёт с миндалин снимается с трудом, тонет в воде);
- ангина Симановского — Плаута — Венсана — слабо выраженный синдром общей инфекционной интоксикации, поражения только одной миндалины в виде язвы блюдцеобразной формы, покрытой легко снимающимся жёлто-белым налётом, после удаления которого образуется дефект ткани без кровоточивости, нет углочелюстного лимфаденита;
- скарлатина — резко выраженный синдром общей инфекционной интоксикации, точечная сыпь, отсутствие ангины в анамнезе, вид «пылающего зева», бледный и чистый от сыпи носогубный треугольник;
- инфекционный мононуклеоз — постепенное начало заболевания, генерализованная лимфаденопатия, увеличение печени и селезёнки;
- ангинозная форма туляремии — выраженный синдром общей инфекционной интоксикации, бубоны, серовато-белый односторонний налёт, снимающийся с трудом;
- острый лейкоз и агранулоцитоз — некротический тонзиллит с выходом некроза за пределы миндалины, септическая лихорадка, увеличение печени и селезёнки;
- герпангина — папулы бело-серого цвета на слизистой оболочке ротоглотки до 4 мм, затем эрозии, часто в совокупности с другими проявлениями энтеровирусной инфекции;
- обострение хронического тонзиллита — хронический тонзиллит не является инфекционным процессом в прямом понимании, он обусловлен образованием спаек между лакунами и/или нёбными дужками, в результате чего образуются полости, где скапливаются микробы (УПФ, слущенный эпителий, остатки пищи и др.), из-за разложения которых возникает вялотекущий воспалительный процесс. При снижении защитных сил организма происходит активизация процесса и обострение, проявляющееся в повышенной чувствительности углочелюстных лимфатических узлов, увеличении миндалин в размере до различных величин, что не имеет явного значения в плане проявлений, при надавливании на миндалины происходит выделение казеозных масс. Начало при таких процессах постепенное, отсутствует явный синдром общей интоксикации.[2][3][5][6]
Как отличить ангину от ОРЗ или фарингита
При остром респираторном заболевании поражается не паренхима миндалин, а в основном слизистая оболочка ротоглотки и других отделов респираторного тракта, отсутствует углочелюстной лимфаденит. При фарингите затрагиваются поверхностные слои гортани (слизистая оболочка).
Лечение ангины
Как долго лечится ангина
При применении антибактериальной терапии лихорадка и болевой синдром уменьшаются в течение 48-72 часов от момента начала приёма лекарств.
Режим и диета. Рекомендации и противопоказания для заболевших
Лечение осуществляется в домашних условиях, тяжёлые и осложнённые формы ангины лечатся в стационаре.
Режим палатный, диета — общий стол, при выраженном болевом синдроме показана механически и химически щадящая пища, обильное питьё.
Народные методы терапии. Лечение ангины народными способами и средствами недоказательной медицины недопустимо — это опасно для жизни и здоровья.
Антибиотики — лекарства для лечения ангины
Несмотря на длительное и широкое применение антибактериальных препаратов первого поколения бета-гемолитический стрептококк остаётся высокочувствителен к пенициллиновой и аминопенициллиновой группе антибиотиков, которые и являются препаратами первого выбора терапии — к концу вторых суток применения антибиотиков возбудитель уже погибает. При невозможности использования препаратов данных групп возможна замена на цефалоспориновый или макролидный ряд антибиотиков.
Уход на дому
При лечении ангины на дому первые три дня показано активное ежедневное наблюдение врача в целях своевременного выявления развития осложнений и исключения дифтерии зева.
В качестве патогенетической и симптоматической терапии широко используется:
- антисептические растворы — орошение ротоглотки и миндалин;
- полоскания горла;
- антигистаминные препараты;
- общеукрепляющие средства для повышения иммунитета;
- дезинтоксикационная парентеральная инфузионная терапия - при выраженном синдроме общей инфекционной интоксикации.
Основа лечения ангины — это высокоэффективная антибактериальная терапия. Поэтому применение трав, снимающих боль в горле, и ингаляций при болезни являются лишь вспомогательными. Противогрибковые препараты и компрессы при патологии не используются.
Выписка больных
Выписка пациентов осуществляется не ранее семи дней нормализации температуры тела при условии нормальных анализов крови, мочи и ЭКГ.[2][3][6]
Лечение гнойной ангины
В большинстве случаев ангина - это гнойно-воспалительное заболевание, которое требует скорейшего применения антибиотиков и при необходимости нестероидных противовоспалительных и противоаллергических средств.
Лечение простой и хронической ангины
Ангина — это острое заболевание без хронических форм. Однако есть термин «стрептококковое носительство» — отсутствие болезни как таковой, чаще на фоне хронической ЛОР-патологии. В этом случае проводят санирование очага, применяют антибиотики с учётом чувствительности к ним и аппаратно промывают миндалины.
Стоит ли удалять гланды
При ангине не удаляют миндалины. Хирургическое лечение возможно лишь при флегмонозной форме ангины и при редких случаях тяжёлого течения заболевания. При развитии осложнений, например, паратонзиллярного абсцесса производится вскрытие гнойника под местной анестезией и его санация.
Прогноз. Профилактика
Прогноз обычно благоприятный. У людей с тяжёлым иммунодефицитом повышенный риск развития осложнений в острый период болезни.
Поможет ли профилактика
Методы профилактики ангины не разработаны. Основное значение при возникновении очага заболевания имеют:
- изоляция больного и его лечение;
- обследование и санация контактных лиц (бактерионосителей);
- при частых повторных заболеваниях — бициллинопрофилактика, по показаниям — удаление миндалин (решение принимает ЛОР-врач);
- здоровый образ жизни, закаливание, приём витаминов.[reference:][4]
Кормление грудью при болезни
Грудное вскармливание при ангине можно продолжить. Однако необходимо соблюдать меры профилактики заражения ребёнка:
- не дышать и не кашлять на него;
- чаще мыть руки;
- пользоваться защитной маской, не забывать постоянно менять её;
- регулярно проветривать помещение.
Также следует принимать индивидуально подобранный антибиотик, разрешённый при грудном вскармливании.
Источник