Гломерулонефрит у детей
Содержание статьи
Гломерулонефрит у детей — острое или хроническое воспаление почечных клубочков инфекционно-аллергической природы. Для острого гломерулонефрита у детей характерна триада синдромов: мочевой (олигурия, анурия, гематурия, протеинурия), отечный и гипертензивный; при хронических формах преобладает один из них или латентное течение. Диагноз гломерулонефрита у детей основан на данных анамнеза, характерной клинической картине, лабораторных показателях, УЗИ и пункционной биопсии почек. В остром периоде гломерулонефрита у детей назначается постельный режим, диета, антибиотикотерапия, кортикостероиды, антикоагулянты, мочегонные, гипотензивные и иммуносупрессивные препараты.
Общие сведения
Гломерулонефрит у детей — иммуно-воспалительное поражение клубочкового аппарата почек, приводящее к снижению их функции. В педиатрии гломерулонефрит является одной из самых распространенных приобретенных патологий почек у детей, занимая второе место после инфекций мочевыводящих путей. Большинство случаев гломерулонефрита регистрируется у детей дошкольного и младшего школьного возраста (3-9 лет), редкие эпизоды (менее 5%) — у детей первых 2-х лет жизни. У мальчиков гломерулонефрит возникает в 2 раза чаще, чем у девочек.
В основе развития гломерулонефрита у детей лежит инфекционная аллергия (образование и фиксация в почках циркулирующих иммунных комплексов) или аутоаллергия (выработка аутоантител), а также неиммунное повреждение органа вследствие развивающихся гемодинамических и метаболических нарушений. Помимо почечных клубочков в патологический процесс могут вовлекаться канальца и межуточная (интерстициальная) ткань. Гломерулонефрит у детей опасен риском развития хронической почечной недостаточности и ранней инвалидизации.
Гломерулонефрит у детей
Причины гломерулонефрита у детей
Выявить этиологический фактор удается в 80-90% острого гломерулонефрита у детей и в 5-10% случаев хронического. Основными причинами гломерулонефрита у детей являются инфекционные агенты — бактерии (в первую очередь, нефритогенные штаммы β-гемолитического стрептококка группы А, а также стафилококки, пневмококки, энтерококки), вирусы (гепатита В, кори, краснухи, ветряной оспы), паразиты (возбудитель малярии, токсоплазмы), грибы (кандида) и неинфекционные факторы (аллергены — чужеродные белки, вакцины, сыворотки, пыльца растений, токсины, лекарства). Чаще всего развитию острого гломерулонефрита у детей предшествует недавно перенесенная (за 2-3 недели до этого) стрептококковая инфекция в виде ангины, фарингита, скарлатины, пневмонии, стрептодермии, импетиго.
Хронический гломерулонефрит у детей обычно имеет первично хроническое течение, реже может быть следствием недолеченного острого гломерулонефрита. Основную роль в его развитии играет генетически детерминированный иммунный ответ на воздействие антигена, присущий данному индивидууму. Образующиеся при этом специфические иммунные комплексы повреждают капилляры почечных клубочков, что приводит к нарушению микроциркуляции, развитию воспалительных и дистрофических изменений в почках.
Гломерулонефрит может встречаться при различных заболеваниях соединительной ткани у детей (системной красной волчанке, геморрагическом васкулите, ревматизме, эндокардите). Развитие гломерулонефрита у детей возможно при некоторых наследственно обусловленных аномалиях: дисфункции Т-клеток, наследственном дефиците С6 и С7 фракций комплемента и антитромбина.
Предрасполагающими факторами развития гломерулонефрита у детей могут служить: отягощенная наследственность, повышенная чувствительность к стрептококковой инфекции, носительство нефритических штаммов стрептококка группы А или наличие очагов хронической инфекции в носоглотке и на коже. Способствовать активации латентной стрептококковой инфекции и развитию гломерулонефрита у детей могут переохлаждение организма (особенно во влажной среде), излишняя инсоляция, ОРВИ.
На течение гломерулонефрита у детей раннего возраста влияют особенности возрастной физиологии (функциональная незрелость почек), своеобразие реактивности организма ребенка (сенсибилизация с развитием иммунопатологических реакций).
Классификация гломерулонефрита у детей
Гломерулонефрит у детей может быть первичным (самостоятельная нозологическая форма) и вторичным (возникающим на фоне другой патологии), с установленной (бактериальной, вирусной, паразитарной) и с неустановленной этиологией, иммунологически обусловленный (иммунокомплексный и антительный) и иммунологически необусловленный. Клиническое течение гломерулонефрита у детей подразделяют на острое, подострое и хроническое.
По распространенности поражения выделяют диффузный и очаговый гломерулонефрит у детей; по локализации патологического процесса — интракапиллярный (в сосудистом клубочке) и экстракапиллярный (в полости капсулы клубочка); по характеру воспаления — экссудативный, пролиферативный и смешанный.
Хронический гломерулонефрит у детей включает несколько морфологических форм: незначительные гломерулярные нарушения; фокально-сегментарный, мембранозный, мезангиопролиферативный и мезангиокапиллярный гломерулонефрит; IgA-нефрит (болезнь болезнь Берже). По ведущим проявлениям различают латентную, гематурическую, нефротическую, гипертоническую и смешанную клинические формы гломерулонефрита у детей.
Симптомы гломерулонефрита у детей
Острый гломерулонефрит у детей обычно развивается через 2-3 недели после перенесенной инфекции, чаще, стрептококкового генеза. При типичном варианте гломерулонефрит у детей имеет циклический характер, характеризуется бурным началом и выраженными проявлениями: повышением температуры, ознобом, плохим самочувствием, головной болью, тошнотой, рвотой, болью в пояснице.
В первые дни заметно уменьшается объем выделяемой мочи, развивается значительная протеинурия, микро- и макрогематурия. Моча приобретает ржавый цвет (цвет «мясных помоев»). Характерны отеки, особенно заметные на лице и веках. Из-за отеков вес ребенка может на несколько килограммов превышать норму. Отмечается повышение АД до 140-160 мм рт. ст, в тяжелых случаях приобретающее длительный характер. При адекватном лечении острого гломерулонефрита у детей функции почек быстро восстанавливаются; полное выздоровление наступает через 4-6 недель (в среднем через 2-3 месяца). Редко (в 1-2% случаев) гломерулонефрит у детей переходит в хроническую форму, имеющую весьма разнообразную клиническую картину.
Гематурический хронический гломерулонефрит является самым распространенным в детском возрасте. Имеет рецидивирующее или персистирующее течение с медленным прогрессированием; характеризуется умеренной гематурией, при обострениях — макрогематурией. Гипертензия не отмечается, отеки отсутствуют или слабо выражены.
У детей нередко обнаруживается склонность к латентному течению гломерулонефрита со скудными мочевыми симптомами, без артериальной гипертензии и отеков; в этом случае заболевание может выявляться только при тщательном обследовании ребенка.
Для нефротического гломерулонефрита у детей типично волнообразное, постоянно рецидивирующее течение. Преобладают мочевые симптомы: олигурия, значительные отеки, асцит, гидроторакс. Артериальное давление в норме, либо немного повышено. Наблюдается массивная протеинурия, незначительная эритроцитурия. Гиперазотемия и снижение клубочковой фильтрации проявляются при развитии ХПН или обострении заболевания.
Гипертонический хронический гломерулонефрит у детей встречается редко. Ребенка беспокоит слабость, головная боль, головокружение. Характерна стойкая, прогрессирующая гипертензия; мочевой синдром выражен слабо, отеки незначительные или отсутствуют.
Диагностика гломерулонефрита у детей
Диагноз острого гломерулонефрита у ребенка верифицируется на основании данных анамнеза о недавно перенесенной инфекции, наличии наследственной и врожденной почечной патологии у кровных родственников и характерной клинической картины, подтвержденных лабораторными и инструментальными исследованиями. Обследование ребенка с подозрением на гломерулонефрит проводится педиатром и детским нефрологом (детским урологом).
В рамках диагностики исследуется общий и биохимический анализ крови и мочи, проба Реберга, анализ мочи по Нечипоренко, проба Зимницкого. При гломерулонефрите у детей выявляются снижение диуреза, скорости клубочковой фильтрации, никтурия, микро- и макрогематурия, протеинурия, цилиндрурия. В крови отмечается небольшой лейкоцитоз и увеличение СОЭ; снижение фракций комплемента СЗ и С5; повышение уровня ЦИК, мочевины, креатинина; гиперазотемия, повышение титра стрептококковых антител (АСГ и АСЛ-О).
УЗИ почек при остром гломерулонефрите у детей показывает незначительное увеличение их объема и повышение эхогенности. Пункционная биопсия почек выполняется для определения морфологического варианта гломерулонефрита у детей, назначения адекватной терапии и оценки прогноза заболевания.
При гломерулонефрите у детей показаны консультация детского офтальмолога (с исследованием глазного дна для исключения ангиопатии сосудов сетчатки), генетика (для исключения наследственной патологии), детского отоларинголога и стоматолога (для выявления и санации очагов хронической инфекции).
Лечение гломерулонефрита у детей
При выраженных проявлениях гломерулонефрита у детей (макрогематурии, протеинурии, отечности, артериальной гипертензии) показано стационарное лечение с назначением постельного режима и специальной диеты (с ограничением соли и белка), проведением этиотропной, симптоматической и патогенетической терапии. Строгая бессолевая диета необходима до исчезновения отеков, а строгая безбелковая диета — до восстановления нормального объема выводимой жидкости.
В остром периоде гломерулонефрита у детей назначается антибиотикотерапия (пенициллин, ампициллин, эритромицин). Коррекцию отечного синдрома проводят с помощью фуросемида, спиронолактона. Из гипотензивных средств у детей используют ингибиторы АПФ пролонгированного действия (эналаприл), блокаторы медленных кальциевых каналов (нифедипин), в подростковом возрасте — блокаторы рецепторов к ангиотензину II (лозартан, валсартан). Применяются глюкокортикостероиды (преднизолон), при тяжелых формах хронического гломерулонефрита — иммуносупрессивные препараты (хлорбутин, циклофосфан, левамизол). Для профилактики тромбозов при выраженном нефротическом синдроме назначаются антикоагулянты (гепарин) и антиагреганты. При значительном повышении уровней мочевой кислоты, мочевины и креатинина в крови, сопровождающихся сильным зудом и иктеричностью кожного покрова, может применяться гемодиализ.
После выписки из стационара дети должны находиться на диспансерном учете у педиатра и детского нефролога в течение 5 лет, а при рецидивах гломерулонефрита — пожизненно. Рекомендуется санаторно-курортное лечение; профилактическая вакцинация противопоказана.
Прогноз и профилактика гломерулонефрита у детей
При адекватном лечении острый гломерулонефрит у детей в большинстве случаев заканчивается выздоровлением. В 1-2% случаев гломерулонефрит у детей переходит в хроническую форму, в редких случаях возможен летальный исход.
При остром гломерулонефрите у детей возможно развитие серьезных осложнений: острой почечной недостаточности, кровоизлияний в головной мозг, нефротической энцефалопатии, уремии и сердечной недостаточности, представляющих угрозу для жизни. Хронический гломерулонефрит у детей сопровождается сморщиванием почек и снижением почечных функций с развитием ХПН.
Профилактика гломерулонефрита у детей заключается в своевременной диагностике и лечении стрептококковой инфекции, аллергических заболеваний, санации хронических очагов в носоглотке и полости рта.
Источник
Острый пострептококковый гломерулонефрит
ТОНЗИЛЛИТ (АНГИНА) И ЧЕМ ОН ОПАСЕН ДЛЯ ПОЧЕК?!
Острый тонзиллит (в повседневной жизни ангина) — инфекционное заболевание с местными проявлениями в виде острого воспаления нёбных миндалин, вызываемое чаще всего стрептококками или стафилококками, реже другими микроорганизмами. Ангиной также называют обострение хронического тонзиллита.
ЧТО ТАКОЕ СТРЕПТОКОКК?
Бета-гемолитический стрептококк из группы А (лат. Streptococcus pyogenes) это весьма распространенный микроб (бактерия), который может быть выявлен в организме многих здоровых людей, однако при неблагоприятных условиях он может провоцировать боли в горле, ангину (острый тонзиллит), скарлатину, инфекции кожи, образование нарывов, заражение крови и осложнения в виде острого ревматизма и ОСТРОГО ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТА.
КАК ПРОИСХОДИТ ЗАРАЖЕНИЕ СТРЕПТОКОККАМИ?
В ходе эпидемиологических исследований было установлено, что бета-гемолитический стрептококком заражено до 20% здоровых детей, которые являются носителями этого микроба.
Чаще всего бета-гемолитический стрептококк передается через частички слизи, которые выделяются из горла и носа заболевшего человека (или носителя) во время кашля или чихания.
СТРЕПТОКОКК ПРИЧИНА МНОГИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ:
В наши дни стрептококки вызывают интерес преимущественно из-за редких случаев быстро прогрессирующей болезни, а также риска серьезных осложнений при не вылеченных инфекциях.
Острая инфекция стрептококка может проявиться в виде фарингита (острый фарингит), скарлатины (сыпь), импетиго (инфекция поверхностных слоев кожи) или целлюлит (инфекция глубоких слоев кожи). Агрессивная, токсигенная инфекция может привести к некротизирующему фасцииту, миозиту и синдрому стрептококкового токсина шока. У пациентов после острой стрептококковой инфекции могут также развиться иммунно-обусловленные постстрептококковые осложнения, такие как острый ревматизм и острый гломерулонефрит.
ПОЗДНИЕ ОСЛОЖНЕНИЯ СТРЕПТОКОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИИ (ИММУННО-ОБУСЛОВЛЕННЫЕ)
В частности, почти у 1% детей в возрасте от 3 до 15 лет, недавно заразившихся бета-гемолитическим стрептококком, иммунная система начинает вырабатывать антитела (иммунные клетки защиты), которые атакуют не только саму инфекцию, но и нормальные ткани тела, включая ткани суставов, ПОЧЕК и сердца. Потому что некоторые белки стрептококка по структуре очень похожи на белки клеток сердца, почек и суставов, т.е. иммунная система не может распознать чужеродный белок от своего собственного и таким образом организм сам начинает себя атаковать. По этой причине спустя 1-2 недели после начала ангины (или скарлатины), вызванной бета-гемолитическим стрептококком у таких детей может развиться так называемая «острая ревматическая лихорадка» при которой происходит воспаление суставов и сердца и/или «ОСТРЫЙ ПОСТРЕПТОКОККОВЫЙ ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТ».
РАССМОТРИМ КАК МОЖНО ЗАПОДОЗРИТЬ ОСТРЫЙ ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТ:
Если заметите, что через несколько недель после перенесенной ангины (скарлатины, фарингита) у него появились следующие симптомы:
- Появились отеки лица, пастозность век или в другой области тела или ребенок стал редко мочится.
- Моча приобрела темно-красную (бордовую) окраску (цвет мочи мясных помоев)
Другими симптомами могут быть повышение температуры, слабость, озноб, сильная головная боль.
ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИТЕ ТАКИЕ СИМПТОМЫ, НЕМЕДЛЕННО ОБРАТИТЕСЬ К ВРАЧУ!
В любом случае всем детям и взрослым, заболевшие ангиной, фарингитом или скарлатиной у которых анализы выявили бета-гемолитического стрептококка из группы А должно проводится лечение антибиотиками.
Лечение должно быть начато как можно скорее (это необходимо для предотвращения образования нарывов в горле или распространения инфекции на соседние органы), а также развития поздних осложнения на сердце, почек и суставов.
Если у вас возникли вопросы по данной теме, мы постараемся на них ответить.
Поражение небных миндалин при остром тонзиллите (гипертрофия (увеличение размера) небных миндалины, налеты)
Бета-гемолитический стрептококк из группы А (лат. Streptococcus pyogenes) это весьма распространенный микроб (бактерия), который может быть выявлен в организме многих здоровых людей
Скарлатина — острое инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадкой, интоксикацией, ангиной и обильной точечной сыпью. Болеют чаще всего дети 2-10 лет. Возбудителем скарлатины является стрептококк группы А.
Макрогематурия (гематурия видимая на глаз, моча в виде «мясных помоев»)
Источник
çÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔ Õ ÄÅÔÅÊ — ÏÓÔÒÏÅ ÉÌÉ ÈÒÏÎÉÞÅÓËÏÅ ×ÏÓÐÁÌÅÎÉÅ ÐÏÞÅÞÎÙÈ ËÌÕÂÏÞËÏ× ÉÎÆÅËÃÉÏÎÎÏ-ÁÌÌÅÒÇÉÞÅÓËÏÊ ÐÒÉÒÏÄÙ. äÌÑ ÏÓÔÒÏÇÏ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÈÁÒÁËÔÅÒÎÁ ÔÒÉÁÄÁ ÓÉÎÄÒÏÍÏ×: ÍÏÞÅ×ÏÊ (ÏÌÉÇÕÒÉÑ, ÁÎÕÒÉÑ, ÇÅÍÁÔÕÒÉÑ, ÐÒÏÔÅÉÎÕÒÉÑ), ÏÔÅÞÎÙÊ É ÇÉÐÅÒÔÅÎÚÉ×ÎÙÊ; ÐÒÉ ÈÒÏÎÉÞÅÓËÉÈ ÆÏÒÍÁÈ ÐÒÅÏÂÌÁÄÁÅÔ ÏÄÉÎ ÉÚ ÎÉÈ ÉÌÉ ÌÁÔÅÎÔÎÏÅ ÔÅÞÅÎÉÅ. äÉÁÇÎÏÚ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÏÓÎÏ×ÁÎ ÎÁ ÄÁÎÎÙÈ ÁÎÁÍÎÅÚÁ, ÈÁÒÁËÔÅÒÎÏÊ ËÌÉÎÉÞÅÓËÏÊ ËÁÒÔÉÎÅ, ÌÁÂÏÒÁÔÏÒÎÙÈ ÐÏËÁÚÁÔÅÌÑÈ, õúé É ÐÕÎËÃÉÏÎÎÏÊ ÂÉÏÐÓÉÉ ÐÏÞÅË. ÷ ÏÓÔÒÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÎÁÚÎÁÞÁÅÔÓÑ ÐÏÓÔÅÌØÎÙÊ ÒÅÖÉÍ, ÄÉÅÔÁ, ÁÎÔÉÂÉÏÔÉËÏÔÅÒÁÐÉÑ, ËÏÒÔÉËÏÓÔÅÒÏÉÄÙ, ÁÎÔÉËÏÁÇÕÌÑÎÔÙ, ÍÏÞÅÇÏÎÎÙÅ, ÇÉÐÏÔÅÎÚÉ×ÎÙÅ É ÉÍÍÕÎÏÓÕÐÒÅÓÓÉ×ÎÙÅ ÐÒÅÐÁÒÁÔÙ.
÷ ÏÓÎÏ×Å ÐÁÔÏÇÅÎÅÚÁ ×ÏÓÐÁÌÅÎÉÑ ÌÅÖÉÔ ÉÍÍÕÎÎÙÊ ÏÔ×ÅÔ ÎÁ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÅ ÉÎÆÅËÃÉÏÎÎÙÈ ×ÏÚÂÕÄÉÔÅÌÅÊ ÉÌÉ ÁÌÌÅÒÇÅÎÏ×. ÷ ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ÒÅÁËÃÉÉ ÍÅÖÄÕ ÁÎÔÉÇÅÎÁÍÉ, ÃÉÒËÕÌÉÒÕÀÝÉÍÉ × ËÒÏ×É ÐÒÉ ×ÏÚÎÉËÎÏ×ÅÎÉÉ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ, É ×ÙÒÁÂÁÔÙ×ÁÅÍÙÍÉ ÄÌÑ ÉÈ ÎÅÊÔÒÁÌÉÚÁÃÉÉ ÁÎÔÉÔÅÌÁÍÉ, ÆÏÒÍÉÒÕÀÔÓÑ ËÒÕÐÎÙÅ ÂÅÌËÏ×ÙÅ ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÑ. üÔÉ ÉÍÍÕÎÎÙÅ ËÏÍÐÌÅËÓÙ ÏÓÅÄÁÀÔ ÎÁ ÓÔÅÎËÁÈ ÐÏÞÅÞÎÙÈ ËÁÐÉÌÌÑÒÏ×, ÎÁÒÕÛÁÑ ÆÉÌØÔÒÕÀÝÕÀ ÓÐÏÓÏÂÎÏÓÔØ ÇÌÏÍÅÒÕÌ.
ïÓÔÒÙÊ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔ Õ ÄÅÔÅÊ ÚÁÞÁÓÔÕÀ ÎÁÞÉÎÁÅÔÓÑ ÎÁ ÆÏÎÅ ÎÅÄÁ×ÎÏ ÐÅÒÅÎÅÓÅÎÎÏÊ ÉÎÆÅËÃÉÉ (ÁÎÇÉÎÙ, ÐÎÅ×ÍÏÎÉÉ, ÓËÁÒÌÁÔÉÎÙ É ÄÒÕÇÉÈ) É ÐÏÓÌÅ ×ÁËÃÉÎÁÃÉÉ.
åÓÔØ ÃÅÌÙÊ ÒÑÄ ÆÁËÔÏÒÏ×, ËÏÔÏÒÙÅ ÍÏÇÕÔ ÓÐÒÏ×ÏÃÉÒÏ×ÁÔØ ÐÏ×ÒÅÖÄÅÎÉÅ ÐÏÞÅË ÉÚ-ÚÁ ÎÅÁÄÅË×ÁÔÎÏÊ ÒÅÁËÃÉÉ ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ ÎÁ ÉÎÏÒÏÄÎÙÅ ÁÎÔÉÇÅÎÙ:
- ÂÁËÔÅÒÉÉ (ÐÒÅÉÍÕÝÅÓÔ×ÅÎÎÏ ÓÔÒÅÐÔÏËÏËËÉ, Á ÔÁËÖÅ ÓÔÁÆÉÌÏËÏËËÉ, ÜÎÔÅÒÏËÏËËÉ, ÐÎÅ×ÍÏËÏËËÉ É Ô.Ä.);
- ×ÉÒÕÓÙ (ÇÒÉÐÐÁ, ×ÅÔÒÑÎËÉ, ËÒÁÓÎÕÈÉ, ËÏÒÉ, ÇÅÐÁÔÉÔÁ);
- ÐÁÒÁÚÉÔÙ (ÔÏËÓÏÐÌÁÚÍÏÚ, ÍÁÌÑÒÉÑ);
- ÁÌÌÅÒÇÅÎÙ (ÐÙÌØÃÁ, ÂÙÔÏ×ÁÑ É ÐÉÝÅ×ÁÑ ÁÌÌÅÒÇÉÑ, ÐÒÉ×É×ËÉ, ÕËÕÓÙ ÎÁÓÅËÏÍÙÈ);
- ÔÏËÓÉÎÙ (ÏÔÒÁ×ÌÅÎÉÑ, ÐÒÉÅÍ ÎÅÆÒÏÔÏËÓÉÞÎÙÈ ÌÅËÁÒÓÔ×).
óÉÍÐÔÏÍÙ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ
ïÓÔÒÙÊ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔ
âÏÌÅÚÎØ ÍÏÖÅÔ ÎÁÞÉÎÁÔØÓÑ ÌÉÂÏ ÏÓÔÒÏ, × ÓÌÕÞÁÅ ÎÅÆÒÉÔÉÞÅÓËÏÇÏ ÓÉÎÄÒÏÍÁ. ðÏÓÔÅÐÅÎÎÏÅ ÎÁÞÁÌÏ ÂÏÌÅÚÎÉ ÐÒÏÇÎÏÓÔÉÞÅÓËÉ ÍÅÎÅÅ ÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÏ.
îÅÆÒÉÔÉÞÅÓËÉÊ ÓÉÎÄÒÏÍ. üÔÏÊ ÆÏÒÍÏÊ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ, ËÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ, ÓÔÒÁÄÁÀÔ ÄÅÔÉ 5-10 ÌÅÔ. ïÂÙÞÎÏ ÂÏÌÅÚÎØ ÒÁÚ×É×ÁÅÔÓÑ ÞÅÒÅÚ 1-3 ÎÅÄÅÌÉ ÐÏÓÌÅ ÐÅÒÅÎÅÓÅÎÎÏÊ ÁÎÇÉÎÙ, ÓËÁÒÌÁÔÉÎÙ, ïò÷é É ÄÒ. ÉÎÆÅËÃÉÊ. îÁÞÁÌÏ ÂÏÌÅÚÎÉ ÏÓÔÒÏÅ. èÁÒÁËÔÅÒÎÙ:
- ïÔÅËÉ. òÁÓÐÏÌÁÇÁÀÔÓÑ ÐÒÅÉÍÕÝÅÓÔ×ÅÎÎÏ ÎÁ ÌÉÃÅ. üÔÏ ÐÌÏÔÎÙÅ, ÔÒÕÄÎÏ ÐÒÏÈÏÄÉÍÙÅ ÏÔÅËÉ, ÐÒÉ ÁÄÅË×ÁÔÎÏÍ ÌÅÞÅÎÉÉ ÓÏÈÒÁÎÑÀÔÓÑ ÄÏ 5-14 ÄÎÅÊ.
- ðÏ×ÙÛÅÎÉÅ ÁÒÔÅÒÉÁÌØÎÏÇÏ ÄÁ×ÌÅÎÉÑ, ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÀÝÅÅÓÑ ÇÏÌÏ×ÎÏÊ ÂÏÌØÀ, Ò×ÏÔÏÊ, ÇÏÌÏ×ÏËÒÕÖÅÎÉÅÍ. ðÒÉ ÇÒÁÍÏÔÎÏÍ ÌÅÞÅÎÉÉ ÓÎÉÚÉÔØ ÁÒÔÅÒÉÁÌØÎÏÅ ÄÁ×ÌÅÎÉÅ ÕÄÁÅÔÓÑ ÚÁ 1-2 ÎÅÄÅÌÉ.
- éÚÍÅÎÅÎÉÑ ÍÏÞÉ: ÓÎÉÖÅÎÉÅ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Á ÍÏÞÉ; ÐÏÑ×ÌÅÎÉÅ ÂÅÌËÁ × ÍÏÞÅ × ÕÍÅÒÅÎÎÙÈ ËÏÌÉÞÅÓÔ×ÁÈ; ÜÒÉÔÒÏÃÉÔÙ × ÍÏÞÅ. ëÏÌÉÞÅÓÔ×Ï ÜÒÉÔÒÏÃÉÔÏ× × ÍÏÞÅ Õ ×ÓÅÈ ÂÏÌØÎÙÈ ÒÁÚÎÏÅ: ÏÔ ÎÅÂÏÌØÛÏÇÏ Õ×ÅÌÉÞÅÎÉÑ ÄÏ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÏÇÏ. ðÏÒÏÊ ÜÒÉÔÒÏÃÉÔÏ× ÇÁË ÍÎÏÇÏ, ÞÔÏ ÍÏÞÁ ÏËÒÁÛÉ×ÁÅÔÓÑ × ËÒÁÓÎÙÊ Ã×ÅÔ (ÍÏÞÁ ‘Ã×ÅÔÁ ÍÑÓÎÙÈ ÐÏÍÏÅ×’); Õ×ÅÌÉÞÅÎÉÅ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Á ÌÅÊËÏÃÉÔÏ× × ÍÏÞÅ.
éÚÍÅÎÅÎÉÑ × ÍÏÞÅ ÓÏÈÒÁÎÑÀÔÓÑ ÏÞÅÎØ ÄÏÌÇÏ, ÐÏ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÍÅÓÑÃÅ×. ðÒÏÇÎÏÚ ÜÔÏÊ ÆÏÒÍÙ ÏÓÔÒÏÇÏ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ ÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÙÊ: ×ÙÚÄÏÒÏ×ÌÅÎÉÅ ÎÁÓÔÕÐÁÅÔ Õ 95 % ÂÏÌØÎÙÈ ÞÅÒÅÚ 2-4 ÍÅÓÑÃÁ.
ïÓÔÒÙÊ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔ Õ ÄÅÔÅÊ ÏÂÙÞÎÏ ÒÁÚ×É×ÁÅÔÓÑ ÞÅÒÅÚ 2-3 ÎÅÄÅÌÉ ÐÏÓÌÅ ÐÅÒÅÎÅÓÅÎÎÏÊ ÉÎÆÅËÃÉÉ, ÞÁÝÅ, ÓÔÒÅÐÔÏËÏËËÏ×ÏÇÏ ÇÅÎÅÚÁ. ðÒÉ ÔÉÐÉÞÎÏÍ ×ÁÒÉÁÎÔÅ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔ Õ ÄÅÔÅÊ ÉÍÅÅÔ ÃÉËÌÉÞÅÓËÉÊ ÈÁÒÁËÔÅÒ, ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÅÔÓÑ ÂÕÒÎÙÍ ÎÁÞÁÌÏÍ É ×ÙÒÁÖÅÎÎÙÍÉ ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÑÍÉ: ÐÏ×ÙÛÅÎÉÅÍ ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÙ, ÏÚÎÏÂÏÍ, ÐÌÏÈÉÍ ÓÁÍÏÞÕ×ÓÔ×ÉÅÍ, ÇÏÌÏ×ÎÏÊ ÂÏÌØÀ, ÔÏÛÎÏÔÏÊ, Ò×ÏÔÏÊ, ÂÏÌØÀ × ÐÏÑÓÎÉÃÅ.
÷ ÐÅÒ×ÙÅ ÄÎÉ ÚÁÍÅÔÎÏ ÕÍÅÎØÛÁÅÔÓÑ ÏÂßÅÍ ×ÙÄÅÌÑÅÍÏÊ ÍÏÞÉ, ÒÁÚ×É×ÁÅÔÓÑ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÁÑ ÐÒÏÔÅÉÎÕÒÉÑ, ÍÉËÒÏ- É ÍÁËÒÏÇÅÍÁÔÕÒÉÑ. íÏÞÁ ÐÒÉÏÂÒÅÔÁÅÔ ÒÖÁ×ÙÊ Ã×ÅÔ (Ã×ÅÔ ‘ÍÑÓÎÙÈ ÐÏÍÏÅ×’). èÁÒÁËÔÅÒÎÙ ÏÔÅËÉ, ÏÓÏÂÅÎÎÏ ÚÁÍÅÔÎÙÅ ÎÁ ÌÉÃÅ É ×ÅËÁÈ. éÚ-ÚÁ ÏÔÅËÏ× ×ÅÓ ÒÅÂÅÎËÁ ÍÏÖÅÔ ÎÁ ÎÅÓËÏÌØËÏ ËÉÌÏÇÒÁÍÍÏ× ÐÒÅ×ÙÛÁÔØ ÎÏÒÍÕ. ïÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÐÏ×ÙÛÅÎÉÅ áä ÄÏ 140-160 ÍÍ ÒÔ. ÓÔ, × ÔÑÖÅÌÙÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÐÒÉÏÂÒÅÔÁÀÝÅÅ ÄÌÉÔÅÌØÎÙÊ ÈÁÒÁËÔÅÒ. ðÒÉ ÁÄÅË×ÁÔÎÏÍ ÌÅÞÅÎÉÉ ÏÓÔÒÏÇÏ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÆÕÎËÃÉÉ ÐÏÞÅË ÂÙÓÔÒÏ ×ÏÓÓÔÁÎÁ×ÌÉ×ÁÀÔÓÑ; ÐÏÌÎÏÅ ×ÙÚÄÏÒÏ×ÌÅÎÉÅ ÎÁÓÔÕÐÁÅÔ ÞÅÒÅÚ 4-6 ÎÅÄÅÌØ (× ÓÒÅÄÎÅÍ ÞÅÒÅÚ 2-3 ÍÅÓÑÃÁ). òÅÄËÏ (× 1-2% ÓÌÕÞÁÅ×) ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÅÒÅÈÏÄÉÔ × ÈÒÏÎÉÞÅÓËÕÀ ÆÏÒÍÕ, ÉÍÅÀÝÕÀ ×ÅÓØÍÁ ÒÁÚÎÏÏÂÒÁÚÎÕÀ ËÌÉÎÉÞÅÓËÕÀ ËÁÒÔÉÎÕ.
çÅÍÁÔÕÒÉÞÅÓËÉÊ ÈÒÏÎÉÞÅÓËÉÊ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÓÁÍÙÍ ÒÁÓÐÒÏÓÔÒÁÎÅÎÎÙÍ × ÄÅÔÓËÏÍ ×ÏÚÒÁÓÔÅ. éÍÅÅÔ ÒÅÃÉÄÉ×ÉÒÕÀÝÅÅ ÉÌÉ ÐÅÒÓÉÓÔÉÒÕÀÝÅÅ ÔÅÞÅÎÉÅ Ó ÍÅÄÌÅÎÎÙÍ ÐÒÏÇÒÅÓÓÉÒÏ×ÁÎÉÅÍ; ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÅÔÓÑ ÕÍÅÒÅÎÎÏÊ ÇÅÍÁÔÕÒÉÅÊ, ÐÒÉ ÏÂÏÓÔÒÅÎÉÑÈ — ÍÁËÒÏÇÅÍÁÔÕÒÉÅÊ. çÉÐÅÒÔÅÎÚÉÑ ÎÅ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ, ÏÔÅËÉ ÏÔÓÕÔÓÔ×ÕÀÔ ÉÌÉ ÓÌÁÂÏ ×ÙÒÁÖÅÎÙ.
õ ÄÅÔÅÊ ÎÅÒÅÄËÏ ÏÂÎÁÒÕÖÉ×ÁÅÔÓÑ ÓËÌÏÎÎÏÓÔØ Ë ÌÁÔÅÎÔÎÏÍÕ ÔÅÞÅÎÉÀ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ ÓÏ ÓËÕÄÎÙÍÉ ÍÏÞÅ×ÙÍÉ ÓÉÍÐÔÏÍÁÍÉ, ÂÅÚ ÁÒÔÅÒÉÁÌØÎÏÊ ÇÉÐÅÒÔÅÎÚÉÉ É ÏÔÅËÏ×; × ÜÔÏÍ ÓÌÕÞÁÅ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÅ ÍÏÖÅÔ ×ÙÑ×ÌÑÔØÓÑ ÔÏÌØËÏ ÐÒÉ ÔÝÁÔÅÌØÎÏÍ ÏÂÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÉ ÒÅÂÅÎËÁ.
äÌÑ ÎÅÆÒÏÔÉÞÅÓËÏÇÏ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÔÉÐÉÞÎÏ ×ÏÌÎÏÏÂÒÁÚÎÏÅ, ÐÏÓÔÏÑÎÎÏ ÒÅÃÉÄÉ×ÉÒÕÀÝÅÅ ÔÅÞÅÎÉÅ. ðÒÅÏÂÌÁÄÁÀÔ ÍÏÞÅ×ÙÅ ÓÉÍÐÔÏÍÙ: ÏÌÉÇÕÒÉÑ, ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÙÅ ÏÔÅËÉ, ÁÓÃÉÔ, ÇÉÄÒÏÔÏÒÁËÓ. áÒÔÅÒÉÁÌØÎÏÅ ÄÁ×ÌÅÎÉÅ × ÎÏÒÍÅ, ÌÉÂÏ ÎÅÍÎÏÇÏ ÐÏ×ÙÛÅÎÏ. îÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ ÍÁÓÓÉ×ÎÁÑ ÐÒÏÔÅÉÎÕÒÉÑ, ÎÅÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÁÑ ÜÒÉÔÒÏÃÉÔÕÒÉÑ. çÉÐÅÒÁÚÏÔÅÍÉÑ É ÓÎÉÖÅÎÉÅ ËÌÕÂÏÞËÏ×ÏÊ ÆÉÌØÔÒÁÃÉÉ ÐÒÏÑ×ÌÑÀÔÓÑ ÐÒÉ ÒÁÚ×ÉÔÉÉ èðî ÉÌÉ ÏÂÏÓÔÒÅÎÉÉ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ.
çÉÐÅÒÔÏÎÉÞÅÓËÉÊ ÈÒÏÎÉÞÅÓËÉÊ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔ Õ ÄÅÔÅÊ ×ÓÔÒÅÞÁÅÔÓÑ ÒÅÄËÏ. òÅÂÅÎËÁ ÂÅÓÐÏËÏÉÔ ÓÌÁÂÏÓÔØ, ÇÏÌÏ×ÎÁÑ ÂÏÌØ, ÇÏÌÏ×ÏËÒÕÖÅÎÉÅ. èÁÒÁËÔÅÒÎÁ ÓÔÏÊËÁÑ, ÐÒÏÇÒÅÓÓÉÒÕÀÝÁÑ ÇÉÐÅÒÔÅÎÚÉÑ; ÍÏÞÅ×ÏÊ ÓÉÎÄÒÏÍ ×ÙÒÁÖÅÎ ÓÌÁÂÏ, ÏÔÅËÉ ÎÅÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÙÅ ÉÌÉ ÏÔÓÕÔÓÔ×ÕÀÔ.
ìÅÞÅÎÉÅ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ
ðÒÉ ×ÙÒÁÖÅÎÎÙÈ ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÑÈ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ (ÍÁËÒÏÇÅÍÁÔÕÒÉÉ, ÐÒÏÔÅÉÎÕÒÉÉ, ÏÔÅÞÎÏÓÔÉ, ÁÒÔÅÒÉÁÌØÎÏÊ ÇÉÐÅÒÔÅÎÚÉÉ) ÐÏËÁÚÁÎÏ ÓÔÁÃÉÏÎÁÒÎÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ Ó ÎÁÚÎÁÞÅÎÉÅÍ ÐÏÓÔÅÌØÎÏÇÏ ÒÅÖÉÍÁ É ÓÐÅÃÉÁÌØÎÏÊ ÄÉÅÔÙ (Ó ÏÇÒÁÎÉÞÅÎÉÅÍ ÓÏÌÉ É ÂÅÌËÁ), ÐÒÏ×ÅÄÅÎÉÅÍ ÜÔÉÏÔÒÏÐÎÏÊ, ÓÉÍÐÔÏÍÁÔÉÞÅÓËÏÊ É ÐÁÔÏÇÅÎÅÔÉÞÅÓËÏÊ ÔÅÒÁÐÉÉ. óÔÒÏÇÁÑ ÂÅÓÓÏÌÅ×ÁÑ ÄÉÅÔÁ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÁ ÄÏ ÉÓÞÅÚÎÏ×ÅÎÉÑ ÏÔÅËÏ×, Á ÓÔÒÏÇÁÑ ÂÅÚÂÅÌËÏ×ÁÑ ÄÉÅÔÁ — ÄÏ ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÑ ÎÏÒÍÁÌØÎÏÇÏ ÏÂßÅÍÁ ×Ù×ÏÄÉÍÏÊ ÖÉÄËÏÓÔÉ.
÷ ÏÓÔÒÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÎÁÚÎÁÞÁÅÔÓÑ ÁÎÔÉÂÉÏÔÉËÏÔÅÒÁÐÉÑ (ÐÅÎÉÃÉÌÌÉÎ, ÁÍÐÉÏËÓ, ÜÒÉÔÒÏÍÉÃÉÎ). ëÏÒÒÅËÃÉÀ ÏÔÅÞÎÏÇÏ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÐÒÏ×ÏÄÑÔ Ó ÐÏÍÏÝØÀ ÆÕÒÏÓÅÍÉÄÁ, ×ÅÒÏÛÐÉÒÏÎÁ. éÚ ÇÉÐÏÔÅÎÚÉ×ÎÙÈ ÓÒÅÄÓÔ× Õ ÄÅÔÅÊ ÉÓÐÏÌØÚÕÀÔ ÉÎÇÉÂÉÔÏÒÙ áðæ ÐÒÏÌÏÎÇÉÒÏ×ÁÎÎÏÇÏ ÄÅÊÓÔ×ÉÑ (ÜÎÁÌÁÐÒÉÌ), ÂÌÏËÁÔÏÒÙ ÍÅÄÌÅÎÎÙÈ ËÁÌØÃÉÅ×ÙÈ ËÁÎÁÌÏ× (ÎÉÆÅÄÉÐÉÎ), × ÐÏÄÒÏÓÔËÏ×ÏÍ ×ÏÚÒÁÓÔÅ — ÂÌÏËÁÔÏÒÙ ÒÅÃÅÐÔÏÒÏ× Ë ÁÎÇÉÏÔÅÎÚÉÎÕ II (ËÏÚÁÁÒ, ÄÉÏ×ÁÎ). ðÒÉÍÅÎÑÀÔÓÑ ÇÌÀËÏËÏÒÔÉËÏÓÔÅÒÏÉÄÙ (ÐÒÅÄÎÉÚÏÌÏÎ), ÐÒÉ ÔÑÖÅÌÙÈ ÆÏÒÍÁÈ ÈÒÏÎÉÞÅÓËÏÇÏ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ — ÉÍÍÕÎÏÓÕÐÒÅÓÓÉ×ÎÙÅ ÐÒÅÐÁÒÁÔÙ (ÈÌÏÒÂÕÔÉÎ, ÃÉËÌÏÆÏÓÆÁÎ, ÌÅ×ÁÍÉÚÏÌ). äÌÑ ÐÒÏÆÉÌÁËÔÉËÉ ÔÒÏÍÂÏÚÏ× ÐÒÉ ×ÙÒÁÖÅÎÎÏÍ ÎÅÆÒÏÔÉÞÅÓËÏÍ ÓÉÎÄÒÏÍÅ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔÓÑ ÁÎÔÉËÏÁÇÕÌÑÎÔÙ (ÇÅÐÁÒÉÎ) É ÁÎÔÉÁÇÒÅÇÁÎÔÙ. ðÒÉ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÏÍ ÐÏ×ÙÛÅÎÉÉ ÕÒÏ×ÎÅÊ ÍÏÞÅ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ, ÍÏÞÅ×ÉÎÙ É ËÒÅÁÔÉÎÉÎÁ × ËÒÏ×É, ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÀÝÉÈÓÑ ÓÉÌØÎÙÍ ÚÕÄÏÍ É ÉËÔÅÒÉÞÎÏÓÔØÀ ËÏÖÎÏÇÏ ÐÏËÒÏ×Á, ÍÏÖÅÔ ÐÒÉÍÅÎÑÔØÓÑ ÇÅÍÏÄÉÁÌÉÚ.
ðÏÓÌÅ ×ÙÐÉÓËÉ ÉÚ ÓÔÁÃÉÏÎÁÒÁ ÄÅÔÉ ÄÏÌÖÎÙ ÎÁÈÏÄÉÔØÓÑ ÎÁ ÄÉÓÐÁÎÓÅÒÎÏÍ ÕÞÅÔÅ Õ ÐÅÄÉÁÔÒÁ É ÄÅÔÓËÏÇÏ ÎÅÆÒÏÌÏÇÁ × ÔÅÞÅÎÉÅ 5 ÌÅÔ, Á ÐÒÉ ÒÅÃÉÄÉ×ÁÈ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ — ÐÏÖÉÚÎÅÎÎÏ. òÅËÏÍÅÎÄÕÅÔÓÑ ÓÁÎÁÔÏÒÎÏ-ËÕÒÏÒÔÎÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ; ÐÒÏÆÉÌÁËÔÉÞÅÓËÁÑ ×ÁËÃÉÎÁÃÉÑ ÐÒÏÔÉ×ÏÐÏËÁÚÁÎÁ.
Источник