Гломерулонефрит у детей
Содержание статьи
Симптомы гломерулонефрита у ребенка
Общие проявления заболевания:
- заболевание начинается остро (острый гломерулонефрит);
- головная боль;
- общая слабость;
- тошнота, рвота;
- повышенная температура тела;
- возможны боли в поясничной области.
Специфические признаки гломерулонефрита:
- отеки – возникают у большинства больных, могут быть разной степени выраженности: от отеков век по утрам до выраженной отечности голеней, лица, и в тяжелых случаях — полостные отеки (в плевральных полостях – гидроторакс, в брюшной полости – асцит);
- повышение артериального (кровяного) давления (до 140-160/90-110 мм. рт. ст., реже до 180/120 мм. рт. ст.: связано с задержкой жидкости в организме;
- мочевой синдром — включает в себя изменение цвета мочи (вследствие содержания примеси крови – цвет « мясных помоев», увеличенного содержания белка), уменьшение частоты мочеиспускания – олигурию.
Инкубационный период гломерулонефрита у ребенка
При постстрептококковом гломерулонефрите составляет 2-3 недели.
При других формах гломерулонефрита время инкубационного периода определить не представляется возможным.
Формы гломерулонефрита у ребенка
По течению заболевания выделяют:
- острый гломерулонефрит — возникает впервые, характеризуется внезапным началом, в большинстве случаев заканчивается выздоровлением, реже – переходом в хроническую форму;
- хронический гломерулонефрит — возникает вследствие перехода острого гломерулонефрита в хроническое течение;
- подострый (быстропрогрессирующий или злокачественный) — отличается слабым ответом на проводимую терапию, частым развитием осложнений (например, хронической почечной недостаточности, уремии (отравление организма продуктами белкового обмена из-за нарушения работы почек)), возможен смертельный исход.
Клиническая картина может быть:
- гематурической — среди проявлений заболевания преобладает наличие примесей крови и белка в анализах мочи, при этом отеки слабо выражены, а повышение артериального (кровяного) давления появляется не сразу;
- нефротической — на первый план в проявлениях заболевания выходят отеки, артериальное давление при этом может вообще не повышаться;
- гипертонической — отличается стойким повышением артериального (кровяного) давления в сочетании со слабо выраженными изменениями частоты мочеиспускания, качественного (наличие примесей крови и белка) состава мочи;
- смешанной — в данном случае нельзя выделить ведущий симптом заболевания;
- латентной — самочувствие удовлетворительное, отеки и повышение артериального давления незначительно выраженные или отсутствуют, уменьшение частоты мочеиспускания (олигурия), чаще диагноз устанавливается в ходе лабораторного обследования (наличие белка или примеси крови в моче).
В зависимости от механизма развития различают:
- первичный гломерулонефрит – в данном случае гломерулонефрит выступает как самостоятельное заболевание;
- вторичный гломерулонефрит – развивается как результат других заболеваний (например, системная красная волчанка, ревматоидный артрит, узелковый периартериит – системные заболевания, решающую роль в развитии которых играют нарушения иммунной системы).
Отдельно выделяют:
- острый постстрептококковый гломерулонефрит — в данном случае связь развития заболевания с предшествующим инфекционным заболеванием стрептококковой этиологии доказана и не вызывает сомнений.
Причины гломерулонефрита у ребенка
В развитии заболевания решающую роль играют воспалительный (инфекционный) и аутоиммунный компоненты.
- Воспалительный компонент — в большинстве случаев гломерулонефрита возникает после перенесенных инфекционных заболеваний:
- бактериальной природы (чаще всего это стрептококки). Это:
- ангина – инфекционное воспаление ротоглоточных миндалин;
- туберкулез (инфекционное заболевание, передающееся воздушно-капельным путем, с преимущественным поражением легких, реже почек, позвоночника и других органов);
- брюшной тиф (инфекционное заболевание бактериальной природы с преимущественным поражением кишечника, реже других органов) и другие;
- вирусной природы. Это:
- грипп;
- вирус герпеса;
- вирус краснухи (высокозаразное вирусное заболевание);
- вирус ветряной оспы (высокозаразное вирусное заболевание, протекающее с повышением температуры тела и характерной пузырьковой сыпью) и т.д.
- бактериальной природы (чаще всего это стрептококки). Это:
- Аутоиммунный компонент: после перенесенного инфекционного заболевания происходят нарушения в работе иммунной системы, и организм начинает воспринимать клетки организма (в данном случае клетки почек) как чужеродные.
- Факторы риска:
- переохлаждение;
- наличие очагов хронической инфекции;
- недавно перенесенные респираторно-вирусные заболевания (ОРЗ);
- наследственная предрасположенность;
- гиповитаминозы (недостаточный уровень витаминов в организме ребенка);
- бессимптомное носительство стрептококка (в зеве, на коже).
- Факторы риска:
LookMedBook напоминает: что данный материал размещен исключительно в ознакомительных целях и не заменяет консультацию врача!
Диагностика гломерулонефрита у ребенка
Диагноз ставится на основании комплексной оценки состояния ребенка.
- Анамнез (история) жизни:
- врач уточняет наличие заболеваний почек у ребенка ранее;
- болели ли родители ребенка гломерулонефритом;
- сколько времени прошло после перенесенного инфекционного заболевания.
- Анамнез (история) заболевания:
- когда появились первые признаки заболевания и как они изменялись с течением времени;
- какие меры предпринимались по лечению и ответная реакция организма.
- Врачебный осмотр:
- регистрируется повышение артериального (кровяного) давления;
- наличие периферических отеков (голеней, век, лица и т.д.);
- изменение цвета мочи при мочеиспускании (от мутного до красного).
- Лабораторные методы исследования:
- анализ мочи – повышение содержания белка (протеинурия), эритроцитов (эритроцитурия);
- общий анализ крови – воспалительные изменения (повышение уровня лейкоцитов крови, уровня СОЭ – скорости оседания эритроцитов);
- биохимический анализ крови – снижение скорости клубочковой фильтрации (СКФ), повышение уровня С-реактивного белка, уменьшение содержания белка, повышенный уровень холестерина;
- иммунный анализ сыворотки крови – наличие ЦИК (циркулирующих иммунных комплексов, С3 фракции комплемента).
- Инструментальные методы:
- УЗИ (ультразвуковое исследование) – можно выявить гипертрофированные почечные пирамиды (однако это не является специфическим признаком гломерулонефрита), увеличение размеров почек.
- Консультации специалистов:
- офтальмолога – выявление сужения сосудов глазного дна вследствие повышения артериального давления;
- отоларинголога, стоматолога – поиск очагов хронической инфекции;
- инфекциониста – при подозрении на вирусные заболевания;
- ревматолога – при вторичной форме гломерулонефрита;
- кардиолога – при подозрении на инфекционный эндокардит (бактериальное поражение сердца).
- Возможна также консультация детского уролога, нефролога.
Лечение гломерулонефрита у ребенка
- Постельный режим до 3-4 недель – до исчезновения основных симптомов.
- Питание – первые 7 дней бессолевая диета с ограничением белка, затем – диета со сниженным содержанием соли и полноценная по белковому составу.
- Антибиотикотерапия (пенициллины, макролиды).
- Мочегонные препараты (дозировки подбираются индивидуально в зависимости от выраженности отеков).
- Противоаллергические препараты.
- Препараты, улучшающие микроциркуляцию крови (дезагреганты, антикоагулянты).
- Гормональная терапия, цитостатики (при тяжелом течении заболевания).
- Гемодиализ (искусственная почка) – метод очистки крови от токсических веществ, который применяется при тяжелом течении гломерулонефрита (при развитии осложнений, например уремии).
Осложнения и последствия гломерулонефрита у ребенка
Возможные осложнения:
- отек легких – вследствие застоя жидкости в организме и развития сердечной недостаточности на фоне повышения артериального (кровяного) давления;
- почечная эклампсия – на фоне резкого повышения артериального давления возможна потеря сознания, судороги;
- острая почечная недостаточность — критическое снижение почечной фильтрации (развивается чаще на фоне подострого гломерулонефрита).
Последствия:
- переход острого гломерулонефрита в хроническую форму;
- прогноз в большинстве случаев благоприятный (большинство случаев заканчивается выздоровлением);
- смертельный исход возможен в случае позднего обращения или несвоевременной диагностики заболевания, в результате чего развиваются осложнения, а также при быстро прогрессирующей форме заболевания;
- хроническая почечная недостаточность — хроническое снижение фильтрационной функции почек;
- уремия – тяжелая интоксикация организма, возникающая в результате неправильной работы почек.
Профилактика гломерулонефрита у ребенка
- Первичная профилактика – направлена на предупреждение развития заболевания и заключается в своевременном лечении очагов хронической инфекции (например, хронического тонзиллита – воспаления ротоглоточных миндалин).
- Вторичная профилактика – включает мероприятия по предупреждению обострений заболевания:
- исключение переохлаждения и перегревания ребенка;
- ограничение потребления соли с пищей;
- санация — лечение очагов хронической инфекции (например, своевременное лечение кариозных зубов, хронического тонзиллита – воспаления миндалин).
Источник
Острый пострептококковый гломерулонефрит
ТОНЗИЛЛИТ (АНГИНА) И ЧЕМ ОН ОПАСЕН ДЛЯ ПОЧЕК?!
Острый тонзиллит (в повседневной жизни ангина) — инфекционное заболевание с местными проявлениями в виде острого воспаления нёбных миндалин, вызываемое чаще всего стрептококками или стафилококками, реже другими микроорганизмами. Ангиной также называют обострение хронического тонзиллита.
ЧТО ТАКОЕ СТРЕПТОКОКК?
Бета-гемолитический стрептококк из группы А (лат. Streptococcus pyogenes) это весьма распространенный микроб (бактерия), который может быть выявлен в организме многих здоровых людей, однако при неблагоприятных условиях он может провоцировать боли в горле, ангину (острый тонзиллит), скарлатину, инфекции кожи, образование нарывов, заражение крови и осложнения в виде острого ревматизма и ОСТРОГО ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТА.
КАК ПРОИСХОДИТ ЗАРАЖЕНИЕ СТРЕПТОКОККАМИ?
В ходе эпидемиологических исследований было установлено, что бета-гемолитический стрептококком заражено до 20% здоровых детей, которые являются носителями этого микроба.
Чаще всего бета-гемолитический стрептококк передается через частички слизи, которые выделяются из горла и носа заболевшего человека (или носителя) во время кашля или чихания.
СТРЕПТОКОКК ПРИЧИНА МНОГИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ:
В наши дни стрептококки вызывают интерес преимущественно из-за редких случаев быстро прогрессирующей болезни, а также риска серьезных осложнений при не вылеченных инфекциях.
Острая инфекция стрептококка может проявиться в виде фарингита (острый фарингит), скарлатины (сыпь), импетиго (инфекция поверхностных слоев кожи) или целлюлит (инфекция глубоких слоев кожи). Агрессивная, токсигенная инфекция может привести к некротизирующему фасцииту, миозиту и синдрому стрептококкового токсина шока. У пациентов после острой стрептококковой инфекции могут также развиться иммунно-обусловленные постстрептококковые осложнения, такие как острый ревматизм и острый гломерулонефрит.
ПОЗДНИЕ ОСЛОЖНЕНИЯ СТРЕПТОКОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИИ (ИММУННО-ОБУСЛОВЛЕННЫЕ)
В частности, почти у 1% детей в возрасте от 3 до 15 лет, недавно заразившихся бета-гемолитическим стрептококком, иммунная система начинает вырабатывать антитела (иммунные клетки защиты), которые атакуют не только саму инфекцию, но и нормальные ткани тела, включая ткани суставов, ПОЧЕК и сердца. Потому что некоторые белки стрептококка по структуре очень похожи на белки клеток сердца, почек и суставов, т.е. иммунная система не может распознать чужеродный белок от своего собственного и таким образом организм сам начинает себя атаковать. По этой причине спустя 1-2 недели после начала ангины (или скарлатины), вызванной бета-гемолитическим стрептококком у таких детей может развиться так называемая «острая ревматическая лихорадка» при которой происходит воспаление суставов и сердца и/или «ОСТРЫЙ ПОСТРЕПТОКОККОВЫЙ ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТ».
РАССМОТРИМ КАК МОЖНО ЗАПОДОЗРИТЬ ОСТРЫЙ ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТ:
Если заметите, что через несколько недель после перенесенной ангины (скарлатины, фарингита) у него появились следующие симптомы:
- Появились отеки лица, пастозность век или в другой области тела или ребенок стал редко мочится.
- Моча приобрела темно-красную (бордовую) окраску (цвет мочи мясных помоев)
Другими симптомами могут быть повышение температуры, слабость, озноб, сильная головная боль.
ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИТЕ ТАКИЕ СИМПТОМЫ, НЕМЕДЛЕННО ОБРАТИТЕСЬ К ВРАЧУ!
В любом случае всем детям и взрослым, заболевшие ангиной, фарингитом или скарлатиной у которых анализы выявили бета-гемолитического стрептококка из группы А должно проводится лечение антибиотиками.
Лечение должно быть начато как можно скорее (это необходимо для предотвращения образования нарывов в горле или распространения инфекции на соседние органы), а также развития поздних осложнения на сердце, почек и суставов.
Если у вас возникли вопросы по данной теме, мы постараемся на них ответить.
Поражение небных миндалин при остром тонзиллите (гипертрофия (увеличение размера) небных миндалины, налеты)
Бета-гемолитический стрептококк из группы А (лат. Streptococcus pyogenes) это весьма распространенный микроб (бактерия), который может быть выявлен в организме многих здоровых людей
Скарлатина — острое инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадкой, интоксикацией, ангиной и обильной точечной сыпью. Болеют чаще всего дети 2-10 лет. Возбудителем скарлатины является стрептококк группы А.
Макрогематурия (гематурия видимая на глаз, моча в виде «мясных помоев»)
Источник
çÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔ Õ ÄÅÔÅÊ
çÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔ Õ ÄÅÔÅÊ — ÏÓÔÒÏÅ ÉÌÉ ÈÒÏÎÉÞÅÓËÏÅ &s;ÏÓÐÁÌÅÎÉÅ ÐÏÞÅÞÎÙÈ ËÌÕÂÏÞËÏ&s; ÉÎÆÅËÃÉÏÎÎÏ-ÁÌÌÅÒÇÉÞÅÓËÏÊ ÐÒÉÒÏÄÙ. äÌÑ ÏÓÔÒÏÇÏ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÈÁÒÁËÔÅÒÎÁ ÔÒÉÁÄÁ ÓÉÎÄÒÏÍÏ&s;: ÍÏÞÅ&s;ÏÊ (ÏÌÉÇÕÒÉÑ, ÁÎÕÒÉÑ, ÇÅÍÁÔÕÒÉÑ, ÐÒÏÔÅÉÎÕÒÉÑ), ÏÔÅÞÎÙÊ É ÇÉÐÅÒÔÅÎÚÉ&s;ÎÙÊ; ÐÒÉ ÈÒÏÎÉÞÅÓËÉÈ ÆÏÒÍÁÈ ÐÒÅÏÂÌÁÄÁÅÔ ÏÄÉÎ ÉÚ ÎÉÈ ÉÌÉ ÌÁÔÅÎÔÎÏÅ ÔÅÞÅÎÉÅ. äÉÁÇÎÏÚ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÏÓÎÏ&s;ÁÎ ÎÁ ÄÁÎÎÙÈ ÁÎÁÍÎÅÚÁ, ÈÁÒÁËÔÅÒÎÏÊ ËÌÉÎÉÞÅÓËÏÊ ËÁÒÔÉÎÅ, ÌÁÂÏÒÁÔÏÒÎÙÈ ÐÏËÁÚÁÔÅÌÑÈ, õúé É ÐÕÎËÃÉÏÎÎÏÊ ÂÉÏÐÓÉÉ ÐÏÞÅË. ÷ ÏÓÔÒÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÎÁÚÎÁÞÁÅÔÓÑ ÐÏÓÔÅÌØÎÙÊ ÒÅÖÉÍ, ÄÉÅÔÁ, ÁÎÔÉÂÉÏÔÉËÏÔÅÒÁÐÉÑ, ËÏÒÔÉËÏÓÔÅÒÏÉÄÙ, ÁÎÔÉËÏÁÇÕÌÑÎÔÙ, ÍÏÞÅÇÏÎÎÙÅ, ÇÉÐÏÔÅÎÚÉ&s;ÎÙÅ É ÉÍÍÕÎÏÓÕÐÒÅÓÓÉ&s;ÎÙÅ ÐÒÅÐÁÒÁÔÙ.
÷ ÏÓÎÏ&s;Å ÐÁÔÏÇÅÎÅÚÁ &s;ÏÓÐÁÌÅÎÉÑ ÌÅÖÉÔ ÉÍÍÕÎÎÙÊ ÏÔ&s;ÅÔ ÎÁ &s;ÏÚÄÅÊÓÔ&s;ÉÅ ÉÎÆÅËÃÉÏÎÎÙÈ &s;ÏÚÂÕÄÉÔÅÌÅÊ ÉÌÉ ÁÌÌÅÒÇÅÎÏ&s;. ÷ ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ÒÅÁËÃÉÉ ÍÅÖÄÕ ÁÎÔÉÇÅÎÁÍÉ, ÃÉÒËÕÌÉÒÕÀÝÉÍÉ &s; ËÒÏ&s;É ÐÒÉ &s;ÏÚÎÉËÎÏ&s;ÅÎÉÉ ÚÁÂÏÌÅ&s;ÁÎÉÑ, É &s;ÙÒÁÂÁÔÙ&s;ÁÅÍÙÍÉ ÄÌÑ ÉÈ ÎÅÊÔÒÁÌÉÚÁÃÉÉ ÁÎÔÉÔÅÌÁÍÉ, ÆÏÒÍÉÒÕÀÔÓÑ ËÒÕÐÎÙÅ ÂÅÌËÏ&s;ÙÅ ÏÂÒÁÚÏ&s;ÁÎÉÑ. üÔÉ ÉÍÍÕÎÎÙÅ ËÏÍÐÌÅËÓÙ ÏÓÅÄÁÀÔ ÎÁ ÓÔÅÎËÁÈ ÐÏÞÅÞÎÙÈ ËÁÐÉÌÌÑÒÏ&s;, ÎÁÒÕÛÁÑ ÆÉÌØÔÒÕÀÝÕÀ ÓÐÏÓÏÂÎÏÓÔØ ÇÌÏÍÅÒÕÌ.
ïÓÔÒÙÊ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔ Õ ÄÅÔÅÊ ÚÁÞÁÓÔÕÀ ÎÁÞÉÎÁÅÔÓÑ ÎÁ ÆÏÎÅ ÎÅÄÁ&s;ÎÏ ÐÅÒÅÎÅÓÅÎÎÏÊ ÉÎÆÅËÃÉÉ (ÁÎÇÉÎÙ, ÐÎÅ&s;ÍÏÎÉÉ, ÓËÁÒÌÁÔÉÎÙ É ÄÒÕÇÉÈ) É ÐÏÓÌÅ &s;ÁËÃÉÎÁÃÉÉ.
åÓÔØ ÃÅÌÙÊ ÒÑÄ ÆÁËÔÏÒÏ&s;, ËÏÔÏÒÙÅ ÍÏÇÕÔ ÓÐÒÏ&s;ÏÃÉÒÏ&s;ÁÔØ ÐÏ&s;ÒÅÖÄÅÎÉÅ ÐÏÞÅË ÉÚ-ÚÁ ÎÅÁÄÅË&s;ÁÔÎÏÊ ÒÅÁËÃÉÉ ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ ÎÁ ÉÎÏÒÏÄÎÙÅ ÁÎÔÉÇÅÎÙ:
- ÂÁËÔÅÒÉÉ (ÐÒÅÉÍÕÝÅÓÔ&s;ÅÎÎÏ ÓÔÒÅÐÔÏËÏËËÉ, Á ÔÁËÖÅ ÓÔÁÆÉÌÏËÏËËÉ, ÜÎÔÅÒÏËÏËËÉ, ÐÎÅ&s;ÍÏËÏËËÉ É Ô.Ä.);
- &s;ÉÒÕÓÙ (ÇÒÉÐÐÁ, &s;ÅÔÒÑÎËÉ, ËÒÁÓÎÕÈÉ, ËÏÒÉ, ÇÅÐÁÔÉÔÁ);
- ÐÁÒÁÚÉÔÙ (ÔÏËÓÏÐÌÁÚÍÏÚ, ÍÁÌÑÒÉÑ);
- ÁÌÌÅÒÇÅÎÙ (ÐÙÌØÃÁ, ÂÙÔÏ&s;ÁÑ É ÐÉÝÅ&s;ÁÑ ÁÌÌÅÒÇÉÑ, ÐÒÉ&s;É&s;ËÉ, ÕËÕÓÙ ÎÁÓÅËÏÍÙÈ);
- ÔÏËÓÉÎÙ (ÏÔÒÁ&s;ÌÅÎÉÑ, ÐÒÉÅÍ ÎÅÆÒÏÔÏËÓÉÞÎÙÈ ÌÅËÁÒÓÔ&s;).
óÉÍÐÔÏÍÙ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ
ïÓÔÒÙÊ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔ
âÏÌÅÚÎØ ÍÏÖÅÔ ÎÁÞÉÎÁÔØÓÑ ÌÉÂÏ ÏÓÔÒÏ, &s; ÓÌÕÞÁÅ ÎÅÆÒÉÔÉÞÅÓËÏÇÏ ÓÉÎÄÒÏÍÁ. ðÏÓÔÅÐÅÎÎÏÅ ÎÁÞÁÌÏ ÂÏÌÅÚÎÉ ÐÒÏÇÎÏÓÔÉÞÅÓËÉ ÍÅÎÅÅ ÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÏ.
îÅÆÒÉÔÉÞÅÓËÉÊ ÓÉÎÄÒÏÍ. üÔÏÊ ÆÏÒÍÏÊ ÚÁÂÏÌÅ&s;ÁÎÉÑ, ËÁË ÐÒÁ&s;ÉÌÏ, ÓÔÒÁÄÁÀÔ ÄÅÔÉ 5-10 ÌÅÔ. ïÂÙÞÎÏ ÂÏÌÅÚÎØ ÒÁÚ&s;É&s;ÁÅÔÓÑ ÞÅÒÅÚ 1-3 ÎÅÄÅÌÉ ÐÏÓÌÅ ÐÅÒÅÎÅÓÅÎÎÏÊ ÁÎÇÉÎÙ, ÓËÁÒÌÁÔÉÎÙ, ïò÷é É ÄÒ. ÉÎÆÅËÃÉÊ. îÁÞÁÌÏ ÂÏÌÅÚÎÉ ÏÓÔÒÏÅ. èÁÒÁËÔÅÒÎÙ:
- ïÔÅËÉ. òÁÓÐÏÌÁÇÁÀÔÓÑ ÐÒÅÉÍÕÝÅÓÔ&s;ÅÎÎÏ ÎÁ ÌÉÃÅ. üÔÏ ÐÌÏÔÎÙÅ, ÔÒÕÄÎÏ ÐÒÏÈÏÄÉÍÙÅ ÏÔÅËÉ, ÐÒÉ ÁÄÅË&s;ÁÔÎÏÍ ÌÅÞÅÎÉÉ ÓÏÈÒÁÎÑÀÔÓÑ ÄÏ 5-14 ÄÎÅÊ.
- ðÏ&s;ÙÛÅÎÉÅ ÁÒÔÅÒÉÁÌØÎÏÇÏ ÄÁ&s;ÌÅÎÉÑ, ÓÏÐÒÏ&s;ÏÖÄÁÀÝÅÅÓÑ ÇÏÌÏ&s;ÎÏÊ ÂÏÌØÀ, Ò&s;ÏÔÏÊ, ÇÏÌÏ&s;ÏËÒÕÖÅÎÉÅÍ. ðÒÉ ÇÒÁÍÏÔÎÏÍ ÌÅÞÅÎÉÉ ÓÎÉÚÉÔØ ÁÒÔÅÒÉÁÌØÎÏÅ ÄÁ&s;ÌÅÎÉÅ ÕÄÁÅÔÓÑ ÚÁ 1-2 ÎÅÄÅÌÉ.
- éÚÍÅÎÅÎÉÑ ÍÏÞÉ: ÓÎÉÖÅÎÉÅ ËÏÌÉÞÅÓÔ&s;Á ÍÏÞÉ; ÐÏÑ&s;ÌÅÎÉÅ ÂÅÌËÁ &s; ÍÏÞÅ &s; ÕÍÅÒÅÎÎÙÈ ËÏÌÉÞÅÓÔ&s;ÁÈ; ÜÒÉÔÒÏÃÉÔÙ &s; ÍÏÞÅ. ëÏÌÉÞÅÓÔ&s;Ï ÜÒÉÔÒÏÃÉÔÏ&s; &s; ÍÏÞÅ Õ &s;ÓÅÈ ÂÏÌØÎÙÈ ÒÁÚÎÏÅ: ÏÔ ÎÅÂÏÌØÛÏÇÏ Õ&s;ÅÌÉÞÅÎÉÑ ÄÏ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÏÇÏ. ðÏÒÏÊ ÜÒÉÔÒÏÃÉÔÏ&s; ÇÁË ÍÎÏÇÏ, ÞÔÏ ÍÏÞÁ ÏËÒÁÛÉ&s;ÁÅÔÓÑ &s; ËÒÁÓÎÙÊ Ã&s;ÅÔ (ÍÏÞÁ ‘Ã&s;ÅÔÁ ÍÑÓÎÙÈ ÐÏÍÏÅ&s;’); Õ&s;ÅÌÉÞÅÎÉÅ ËÏÌÉÞÅÓÔ&s;Á ÌÅÊËÏÃÉÔÏ&s; &s; ÍÏÞÅ.
éÚÍÅÎÅÎÉÑ &s; ÍÏÞÅ ÓÏÈÒÁÎÑÀÔÓÑ ÏÞÅÎØ ÄÏÌÇÏ, ÐÏ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÍÅÓÑÃÅ&s;. ðÒÏÇÎÏÚ ÜÔÏÊ ÆÏÒÍÙ ÏÓÔÒÏÇÏ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ ÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÙÊ: &s;ÙÚÄÏÒÏ&s;ÌÅÎÉÅ ÎÁÓÔÕÐÁÅÔ Õ 95 % ÂÏÌØÎÙÈ ÞÅÒÅÚ 2-4 ÍÅÓÑÃÁ.
ïÓÔÒÙÊ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔ Õ ÄÅÔÅÊ ÏÂÙÞÎÏ ÒÁÚ&s;É&s;ÁÅÔÓÑ ÞÅÒÅÚ 2-3 ÎÅÄÅÌÉ ÐÏÓÌÅ ÐÅÒÅÎÅÓÅÎÎÏÊ ÉÎÆÅËÃÉÉ, ÞÁÝÅ, ÓÔÒÅÐÔÏËÏËËÏ&s;ÏÇÏ ÇÅÎÅÚÁ. ðÒÉ ÔÉÐÉÞÎÏÍ &s;ÁÒÉÁÎÔÅ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔ Õ ÄÅÔÅÊ ÉÍÅÅÔ ÃÉËÌÉÞÅÓËÉÊ ÈÁÒÁËÔÅÒ, ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÅÔÓÑ ÂÕÒÎÙÍ ÎÁÞÁÌÏÍ É &s;ÙÒÁÖÅÎÎÙÍÉ ÐÒÏÑ&s;ÌÅÎÉÑÍÉ: ÐÏ&s;ÙÛÅÎÉÅÍ ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÙ, ÏÚÎÏÂÏÍ, ÐÌÏÈÉÍ ÓÁÍÏÞÕ&s;ÓÔ&s;ÉÅÍ, ÇÏÌÏ&s;ÎÏÊ ÂÏÌØÀ, ÔÏÛÎÏÔÏÊ, Ò&s;ÏÔÏÊ, ÂÏÌØÀ &s; ÐÏÑÓÎÉÃÅ.
÷ ÐÅÒ&s;ÙÅ ÄÎÉ ÚÁÍÅÔÎÏ ÕÍÅÎØÛÁÅÔÓÑ ÏÂßÅÍ &s;ÙÄÅÌÑÅÍÏÊ ÍÏÞÉ, ÒÁÚ&s;É&s;ÁÅÔÓÑ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÁÑ ÐÒÏÔÅÉÎÕÒÉÑ, ÍÉËÒÏ- É ÍÁËÒÏÇÅÍÁÔÕÒÉÑ. íÏÞÁ ÐÒÉÏÂÒÅÔÁÅÔ ÒÖÁ&s;ÙÊ Ã&s;ÅÔ (Ã&s;ÅÔ ‘ÍÑÓÎÙÈ ÐÏÍÏÅ&s;’). èÁÒÁËÔÅÒÎÙ ÏÔÅËÉ, ÏÓÏÂÅÎÎÏ ÚÁÍÅÔÎÙÅ ÎÁ ÌÉÃÅ É &s;ÅËÁÈ. éÚ-ÚÁ ÏÔÅËÏ&s; &s;ÅÓ ÒÅÂÅÎËÁ ÍÏÖÅÔ ÎÁ ÎÅÓËÏÌØËÏ ËÉÌÏÇÒÁÍÍÏ&s; ÐÒÅ&s;ÙÛÁÔØ ÎÏÒÍÕ. ïÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÐÏ&s;ÙÛÅÎÉÅ áä ÄÏ 140-160 ÍÍ ÒÔ. ÓÔ, &s; ÔÑÖÅÌÙÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÐÒÉÏÂÒÅÔÁÀÝÅÅ ÄÌÉÔÅÌØÎÙÊ ÈÁÒÁËÔÅÒ. ðÒÉ ÁÄÅË&s;ÁÔÎÏÍ ÌÅÞÅÎÉÉ ÏÓÔÒÏÇÏ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÆÕÎËÃÉÉ ÐÏÞÅË ÂÙÓÔÒÏ &s;ÏÓÓÔÁÎÁ&s;ÌÉ&s;ÁÀÔÓÑ; ÐÏÌÎÏÅ &s;ÙÚÄÏÒÏ&s;ÌÅÎÉÅ ÎÁÓÔÕÐÁÅÔ ÞÅÒÅÚ 4-6 ÎÅÄÅÌØ (&s; ÓÒÅÄÎÅÍ ÞÅÒÅÚ 2-3 ÍÅÓÑÃÁ). òÅÄËÏ (&s; 1-2% ÓÌÕÞÁÅ&s;) ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÅÒÅÈÏÄÉÔ &s; ÈÒÏÎÉÞÅÓËÕÀ ÆÏÒÍÕ, ÉÍÅÀÝÕÀ &s;ÅÓØÍÁ ÒÁÚÎÏÏÂÒÁÚÎÕÀ ËÌÉÎÉÞÅÓËÕÀ ËÁÒÔÉÎÕ.
çÅÍÁÔÕÒÉÞÅÓËÉÊ ÈÒÏÎÉÞÅÓËÉÊ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔ Ñ&s;ÌÑÅÔÓÑ ÓÁÍÙÍ ÒÁÓÐÒÏÓÔÒÁÎÅÎÎÙÍ &s; ÄÅÔÓËÏÍ &s;ÏÚÒÁÓÔÅ. éÍÅÅÔ ÒÅÃÉÄÉ&s;ÉÒÕÀÝÅÅ ÉÌÉ ÐÅÒÓÉÓÔÉÒÕÀÝÅÅ ÔÅÞÅÎÉÅ Ó ÍÅÄÌÅÎÎÙÍ ÐÒÏÇÒÅÓÓÉÒÏ&s;ÁÎÉÅÍ; ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÅÔÓÑ ÕÍÅÒÅÎÎÏÊ ÇÅÍÁÔÕÒÉÅÊ, ÐÒÉ ÏÂÏÓÔÒÅÎÉÑÈ — ÍÁËÒÏÇÅÍÁÔÕÒÉÅÊ. çÉÐÅÒÔÅÎÚÉÑ ÎÅ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ, ÏÔÅËÉ ÏÔÓÕÔÓÔ&s;ÕÀÔ ÉÌÉ ÓÌÁÂÏ &s;ÙÒÁÖÅÎÙ.
õ ÄÅÔÅÊ ÎÅÒÅÄËÏ ÏÂÎÁÒÕÖÉ&s;ÁÅÔÓÑ ÓËÌÏÎÎÏÓÔØ Ë ÌÁÔÅÎÔÎÏÍÕ ÔÅÞÅÎÉÀ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ ÓÏ ÓËÕÄÎÙÍÉ ÍÏÞÅ&s;ÙÍÉ ÓÉÍÐÔÏÍÁÍÉ, ÂÅÚ ÁÒÔÅÒÉÁÌØÎÏÊ ÇÉÐÅÒÔÅÎÚÉÉ É ÏÔÅËÏ&s;; &s; ÜÔÏÍ ÓÌÕÞÁÅ ÚÁÂÏÌÅ&s;ÁÎÉÅ ÍÏÖÅÔ &s;ÙÑ&s;ÌÑÔØÓÑ ÔÏÌØËÏ ÐÒÉ ÔÝÁÔÅÌØÎÏÍ ÏÂÓÌÅÄÏ&s;ÁÎÉÉ ÒÅÂÅÎËÁ.
äÌÑ ÎÅÆÒÏÔÉÞÅÓËÏÇÏ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÔÉÐÉÞÎÏ &s;ÏÌÎÏÏÂÒÁÚÎÏÅ, ÐÏÓÔÏÑÎÎÏ ÒÅÃÉÄÉ&s;ÉÒÕÀÝÅÅ ÔÅÞÅÎÉÅ. ðÒÅÏÂÌÁÄÁÀÔ ÍÏÞÅ&s;ÙÅ ÓÉÍÐÔÏÍÙ: ÏÌÉÇÕÒÉÑ, ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÙÅ ÏÔÅËÉ, ÁÓÃÉÔ, ÇÉÄÒÏÔÏÒÁËÓ. áÒÔÅÒÉÁÌØÎÏÅ ÄÁ&s;ÌÅÎÉÅ &s; ÎÏÒÍÅ, ÌÉÂÏ ÎÅÍÎÏÇÏ ÐÏ&s;ÙÛÅÎÏ. îÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ ÍÁÓÓÉ&s;ÎÁÑ ÐÒÏÔÅÉÎÕÒÉÑ, ÎÅÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÁÑ ÜÒÉÔÒÏÃÉÔÕÒÉÑ. çÉÐÅÒÁÚÏÔÅÍÉÑ É ÓÎÉÖÅÎÉÅ ËÌÕÂÏÞËÏ&s;ÏÊ ÆÉÌØÔÒÁÃÉÉ ÐÒÏÑ&s;ÌÑÀÔÓÑ ÐÒÉ ÒÁÚ&s;ÉÔÉÉ èðî ÉÌÉ ÏÂÏÓÔÒÅÎÉÉ ÚÁÂÏÌÅ&s;ÁÎÉÑ.
çÉÐÅÒÔÏÎÉÞÅÓËÉÊ ÈÒÏÎÉÞÅÓËÉÊ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔ Õ ÄÅÔÅÊ &s;ÓÔÒÅÞÁÅÔÓÑ ÒÅÄËÏ. òÅÂÅÎËÁ ÂÅÓÐÏËÏÉÔ ÓÌÁÂÏÓÔØ, ÇÏÌÏ&s;ÎÁÑ ÂÏÌØ, ÇÏÌÏ&s;ÏËÒÕÖÅÎÉÅ. èÁÒÁËÔÅÒÎÁ ÓÔÏÊËÁÑ, ÐÒÏÇÒÅÓÓÉÒÕÀÝÁÑ ÇÉÐÅÒÔÅÎÚÉÑ; ÍÏÞÅ&s;ÏÊ ÓÉÎÄÒÏÍ &s;ÙÒÁÖÅÎ ÓÌÁÂÏ, ÏÔÅËÉ ÎÅÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÙÅ ÉÌÉ ÏÔÓÕÔÓÔ&s;ÕÀÔ.
ìÅÞÅÎÉÅ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ
ðÒÉ &s;ÙÒÁÖÅÎÎÙÈ ÐÒÏÑ&s;ÌÅÎÉÑÈ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ (ÍÁËÒÏÇÅÍÁÔÕÒÉÉ, ÐÒÏÔÅÉÎÕÒÉÉ, ÏÔÅÞÎÏÓÔÉ, ÁÒÔÅÒÉÁÌØÎÏÊ ÇÉÐÅÒÔÅÎÚÉÉ) ÐÏËÁÚÁÎÏ ÓÔÁÃÉÏÎÁÒÎÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ Ó ÎÁÚÎÁÞÅÎÉÅÍ ÐÏÓÔÅÌØÎÏÇÏ ÒÅÖÉÍÁ É ÓÐÅÃÉÁÌØÎÏÊ ÄÉÅÔÙ (Ó ÏÇÒÁÎÉÞÅÎÉÅÍ ÓÏÌÉ É ÂÅÌËÁ), ÐÒÏ&s;ÅÄÅÎÉÅÍ ÜÔÉÏÔÒÏÐÎÏÊ, ÓÉÍÐÔÏÍÁÔÉÞÅÓËÏÊ É ÐÁÔÏÇÅÎÅÔÉÞÅÓËÏÊ ÔÅÒÁÐÉÉ. óÔÒÏÇÁÑ ÂÅÓÓÏÌÅ&s;ÁÑ ÄÉÅÔÁ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÁ ÄÏ ÉÓÞÅÚÎÏ&s;ÅÎÉÑ ÏÔÅËÏ&s;, Á ÓÔÒÏÇÁÑ ÂÅÚÂÅÌËÏ&s;ÁÑ ÄÉÅÔÁ — ÄÏ &s;ÏÓÓÔÁÎÏ&s;ÌÅÎÉÑ ÎÏÒÍÁÌØÎÏÇÏ ÏÂßÅÍÁ &s;Ù&s;ÏÄÉÍÏÊ ÖÉÄËÏÓÔÉ.
÷ ÏÓÔÒÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ ÎÁÚÎÁÞÁÅÔÓÑ ÁÎÔÉÂÉÏÔÉËÏÔÅÒÁÐÉÑ (ÐÅÎÉÃÉÌÌÉÎ, ÁÍÐÉÏËÓ, ÜÒÉÔÒÏÍÉÃÉÎ). ëÏÒÒÅËÃÉÀ ÏÔÅÞÎÏÇÏ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÐÒÏ&s;ÏÄÑÔ Ó ÐÏÍÏÝØÀ ÆÕÒÏÓÅÍÉÄÁ, &s;ÅÒÏÛÐÉÒÏÎÁ. éÚ ÇÉÐÏÔÅÎÚÉ&s;ÎÙÈ ÓÒÅÄÓÔ&s; Õ ÄÅÔÅÊ ÉÓÐÏÌØÚÕÀÔ ÉÎÇÉÂÉÔÏÒÙ áðæ ÐÒÏÌÏÎÇÉÒÏ&s;ÁÎÎÏÇÏ ÄÅÊÓÔ&s;ÉÑ (ÜÎÁÌÁÐÒÉÌ), ÂÌÏËÁÔÏÒÙ ÍÅÄÌÅÎÎÙÈ ËÁÌØÃÉÅ&s;ÙÈ ËÁÎÁÌÏ&s; (ÎÉÆÅÄÉÐÉÎ), &s; ÐÏÄÒÏÓÔËÏ&s;ÏÍ &s;ÏÚÒÁÓÔÅ — ÂÌÏËÁÔÏÒÙ ÒÅÃÅÐÔÏÒÏ&s; Ë ÁÎÇÉÏÔÅÎÚÉÎÕ II (ËÏÚÁÁÒ, ÄÉÏ&s;ÁÎ). ðÒÉÍÅÎÑÀÔÓÑ ÇÌÀËÏËÏÒÔÉËÏÓÔÅÒÏÉÄÙ (ÐÒÅÄÎÉÚÏÌÏÎ), ÐÒÉ ÔÑÖÅÌÙÈ ÆÏÒÍÁÈ ÈÒÏÎÉÞÅÓËÏÇÏ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ — ÉÍÍÕÎÏÓÕÐÒÅÓÓÉ&s;ÎÙÅ ÐÒÅÐÁÒÁÔÙ (ÈÌÏÒÂÕÔÉÎ, ÃÉËÌÏÆÏÓÆÁÎ, ÌÅ&s;ÁÍÉÚÏÌ). äÌÑ ÐÒÏÆÉÌÁËÔÉËÉ ÔÒÏÍÂÏÚÏ&s; ÐÒÉ &s;ÙÒÁÖÅÎÎÏÍ ÎÅÆÒÏÔÉÞÅÓËÏÍ ÓÉÎÄÒÏÍÅ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔÓÑ ÁÎÔÉËÏÁÇÕÌÑÎÔÙ (ÇÅÐÁÒÉÎ) É ÁÎÔÉÁÇÒÅÇÁÎÔÙ. ðÒÉ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÏÍ ÐÏ&s;ÙÛÅÎÉÉ ÕÒÏ&s;ÎÅÊ ÍÏÞÅ&s;ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ, ÍÏÞÅ&s;ÉÎÙ É ËÒÅÁÔÉÎÉÎÁ &s; ËÒÏ&s;É, ÓÏÐÒÏ&s;ÏÖÄÁÀÝÉÈÓÑ ÓÉÌØÎÙÍ ÚÕÄÏÍ É ÉËÔÅÒÉÞÎÏÓÔØÀ ËÏÖÎÏÇÏ ÐÏËÒÏ&s;Á, ÍÏÖÅÔ ÐÒÉÍÅÎÑÔØÓÑ ÇÅÍÏÄÉÁÌÉÚ.
ðÏÓÌÅ &s;ÙÐÉÓËÉ ÉÚ ÓÔÁÃÉÏÎÁÒÁ ÄÅÔÉ ÄÏÌÖÎÙ ÎÁÈÏÄÉÔØÓÑ ÎÁ ÄÉÓÐÁÎÓÅÒÎÏÍ ÕÞÅÔÅ Õ ÐÅÄÉÁÔÒÁ É ÄÅÔÓËÏÇÏ ÎÅÆÒÏÌÏÇÁ &s; ÔÅÞÅÎÉÅ 5 ÌÅÔ, Á ÐÒÉ ÒÅÃÉÄÉ&s;ÁÈ ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ — ÐÏÖÉÚÎÅÎÎÏ. òÅËÏÍÅÎÄÕÅÔÓÑ ÓÁÎÁÔÏÒÎÏ-ËÕÒÏÒÔÎÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ; ÐÒÏÆÉÌÁËÔÉÞÅÓËÁÑ &s;ÁËÃÉÎÁÃÉÑ ÐÒÏÔÉ&s;ÏÐÏËÁÚÁÎÁ.
Источник